Мечта летать преследовала Александра с детства. После школы поступал в военное авиационное училище, но не прошел медкомиссию. Отучился на инженера-механика железнодорожных путей сообщения и на некоторое время даже забыл о своей страсти. Однако перед пенсией мысли о небе стали невыносимыми и Александр решил больше себя не мучить.
Три года назад гомельчанин приступил к конструированию самого настоящего самолета. С тех пор в гараже на окраине Гомеля он проводит все свое свободное время.
— Долго искал проект и чертежи. Многие отечественные засекречены. В интернете удалось найти американский — аффордоплан. Инструкция, само собой, была на английском языке и в дюймовой системе измерения. Пришлось потратить не один месяц, чтобы все правильно перевести на русский и в миллиметры, — вспоминает Александр.
— Из настоящего самолетного материала здесь только дюраль. Без него, как ни крути, а в авиации никуда. Сплав сверхлегкий и при этом очень прочный. Из него я сделал каркас, — рассказывает авиатор.
Остальное в самолете — из того, что удалось достать.
— Двигатель — лодочный мотор на 30 л. с., отдал за него 200 долларов, тахометр оттуда же. Заправочный бак — от «Явы». Крылья — алюминиевый каркас, обклеенный спецволокном. Чтобы оно стало натянутым и тем самым придало модели аэродинамичность, пропитывал эмалитом, — стучит по полому крылу, словно по барабану, Александр.
С винтом пришлось повозиться. Склеивание слоев спилов ясеня и красного дерева — процесс длительный и трудоемкий. Не все получалось с первого раза.
Напрямую до аэродрома — километров пятнадцать, но Александру предстоит проделать путь в два раза длиннее. Чтобы доехать без приключений, решено передвигаться в объезд, по менее оживленным трассам.
На бывший военный аэродром Александр приезжает уже четвертый раз. Три предыдущих — взлететь не удалось. Но авиатор не унывает:
— Отсутствие результата тоже результат. Я иду опытным путем и совершенствую модель. Каждый заезд — последующая доработка материальной части. Так, после первого визита на аэродром понял: винт нужно сделать большего диаметра, после второго — то, что необходимо усилить трапецию шасси и переделать конструкцию заднего рулевого колеса.
В самый первый раз у самолета прямо на взлетной полосе разрушилось колесо основного шасси.
— Оно от садовой тележки было. А я не учел, что тележка — китайская... Пришлось вызывать эвакуатор. Его водитель очень удивился. Говорит, приходилось эвакуировать разное, но чтобы самолет… Даже скидку сделал, — смеется Александр.
Сегодня поддержать авиатора приехал его лучший друг Владимир со своим лабрадором Чесиком.
— Сказал супруге, что еду в командировку.
— А моя меня понимает. Говорит: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не пило», — цитирует свою вторую половину Александр.
На сбор самолета у друзей уходит чуть больше часа. Сначала устанавливаются крылья, затем — хвостовое оперение.
Наконец все готово. Можно лететь!
Уже через две минуты после традиционного «От винта!» авиатор — в кресле пилота, а мы — на пассажирских сиденьях Land Cruiser.
— Спидометра у самолета нет. Будем следом ехать — скорость измерять. Взлетная у этой модели — 65 км/ч. При меньшей она не оторвется от земли, — комментирует происходящее Владимир.
Уже не первую минуту следуем за самолетом, но стрелка спидометра упорно держится на 40. «Аффордик» то и дело сносит вправо. Затем он и вовсе оказывается за пределами взлетной полосы.
— Ну сколько тебе говорить? Убери пружины эти с заднего колеса, ты же видишь, какой люфт они дают! И винт должен быть больше, — советует авиаконструктору Владимир.
— Тьфу ты! Чего ему еще не хватает? Все ведь сделал строго по чертежам, — Александр будто и не слышит друга.
— Ты когда-нибудь видел, чтобы американцы просто так что-нибудь отдавали? Говорю тебе: специально напутали и размеры не те указали. Пружину нужно убирать и винт больше делать, — не унимается Владимир.
Авиатор не сдается. За первой неудачной попыткой следует вторая, третья, четвертая... Самолет упорно держит сорок. Зато ремень на двигателе нагрелся так, что вот-вот задымится. Это значит лишь одно: на сегодня полет окончен.
— Зато живой! — пытается поддержать расстроенного друга Владимир. Начинается молчаливый процесс разборки самолета.
— Вот автожир бы приобрести! Вот это аппарат! Быстрый, маневренный, а главное — ему даже аэродром не нужен, с крыш может взлетать, — мечтает Владимир.
— Ерунда твой автожир. Вся жизнь висит на одной втулке, — огрызается расстроенный Александр. — Купить его любой дурак может, а ты попробуй сам построй, да потом в небо поднимись. Я вот мотор от снегохода бурановский помощнее на следующий год поставлю и все равно взлечу.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by