Коллекционер из Речицы собирает предметы пожарной атрибутики и вскоре надеется открыть музей

 
5880
08 июля 2014 в 8:50
Автор: Елена Николаева. Фото: Глеб Фролов
Автор: Елена Николаева. Фото: Глеб Фролов

Сколько в коллекции Игоря Кузьменка экспонатов, не знает даже он сам. Под них в частном доме пришлось отвести половину второго этажа. Около полусотни пожарных касок со всего мира, десятки статуэток, фигурок, брелоков и самая значимая часть собрания (ею коллекционер гордится больше всего) — наградные и юбилейные знаки пожарной охраны и МЧС. Корреспонденты Оnliner.by изучили содержимое коллекции.

«Все началось с них, — коллекционер достает отцовские грамоты, несколько нагрудных знаков и медаль „За отвагу на пожаре“. — Отец профессии пожарного отдал больше 30 лет. Помню, постоянно брал меня с собой в пожарную часть. Поэтому выбора, кем стать, у меня особо-то и не было», — смеется Игорь.

После школы он сразу поступил во Львовское пожарно-техническое училище. Работал пожарным на разных должностях, перед пенсией несколько лет возглавлял Бобруйский горрайотдел по ЧС.

Интерес к коллекционированию пожарной атрибутики появился позже. Просто в какой-то момент подаренные сувениры, каски, статуэтки, зажимы для галстуков перестали помещаться в шкаф.

Помимо дорогих сердцу безделиц, в коллекции есть полсотни пожарных касок. Немецкие, бельгийские, голландские, английские, советские… Но гордость коллекционера — нагрудные знаки разных времен и народов. Здесь за каждым экспонатом — своя неповторимая история. Нередко трагичная.

«Вот этот знак мне подарил наш бобруйский художник Абрам Рабкин. Его отец был первым советским пожарным инспектором в Бобруйске. Как это часто бывало в те годы, не угодил кому-то „наверху“, его вызвали в НКВД. Долго допрашивали, потом выпустили, но намекнули, что это еще не конец. Тот пришел домой, обнял жену, сына, вышел в сарай и повесился. Пошел на это, чтобы отвести от семьи беду в дальнейшем. Его значок пожарного позже нашли в деревне односельчане и отдали сыну, а тот уже мне подарил», — рассказывает историю экспоната коллекционер.

Экспонат уникален еще и тем, что он самодельный. Тогда, в конце 1920-х — начале 1930-х, нагрудные знаки выпиливались из нержавейки вручную. Поэтому сегодня ценность такого штучного раритета высока. Рядом расположился его ровесник — знак пожарного фабрично-заводской пожарной дружины. Реставраторам пришлось изрядно попотеть, чтобы вернуть ему первоначальный облик.

Рядом с чужими, неизвестными наградами коллекционер разместил на стендах и свои. Серебряная медаль — за разработку пожарной техники. В 2001 году Игорь Кузьменок создал машину «Пенный ход», которая заняла призовое место на конкурсе пожарной техники и теперь активно используется пожарными не только Беларуси, но и России.

Рядом — медаль «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций» — за работу по ликвидации последствий землетрясения в Армении.

«Я тогда учился в Москве, в Высшей инженерной пожарно-технической школе. Утром 7 декабря 1988 года нас собрали в актовом зале, объявили, что произошло, и дали два часа на сборы. Первым городом, в который мы прибыли, был Спитак. Хотя города как такового мы не увидели. Все в сплошных руинах. Живых уже достали до нас, поэтому из-под завалов мы извлекали уже трупы. Их тысячами выкладывали на центральной площади, и родственники приходили опознавать. Жуткая картина», — вспоминает коллекционер.

В ответ на вопрос о самом дорогом (не сердцу — кошельку) экспонате Игорь предпочел промолчать, намекая, что стоимость некоторых из них может достигать тысячи долларов. Но разве в деньгах дело, когда в руки попадают такие раритеты, как полуторавековая кокарда испанского пожарного или знак пожарного российского царского двора?

Сейчас все силы и средства коллекционера направлены на строительство. В планах предпринимателя — открыть бар-музей пожарной атрибутики.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by