Какие изменения ждут гомельский парк после смены названия

 
6015
07 августа 2014 в 13:18
Источник: Советский район
Источник: Советский район

1 августа Гомельский парк изменил название, границы и режим охраны. О причинах реформ еженедельнику «Советский район» рассказал генеральный ди­ректор Гомельского дворцово-паркового ансамбля Александр Гостев.

Отныне ботанический па­мятник природы официально именуется Парком Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Связано это в том числе и с юридическими тонкостями. Го­воря о них, Александр Гостев совершил небольшой экскурс в историю:

— В 1919-м году на базе дворца Румянцевых и Паске­вичей был создан историко-художественный музей имени А. Луначарского. Нарком про­свещения принимал деятель­ное участие в сохранении име­ния Паскевичей и создании му­зея. Как свидетельствуют хроники, бывал в Гомеле с лекци­ями, так что присвоение его имени дворцу и прилегающе­му к нему парку было впол­не оправданным. Но в 1930-х годах произошла реорганиза­ция. Музей стал называться го­сударственным историческим. Имя Луначарского в наименовании опустили. Но оно сохра­нилось в названии парка, ко­торый управлялся городски­ми службами уже отдельно от дворца.

Сейчас парк является неотъемлемой частью дворцово-паркового ансамбля. Этот факт и отражен в новом назва­нии. То есть, по сути, верну­лись к образцу 1919 года, что должно сыграть свою роль в брендировании объекта сре­ди туристов.

Одновременно были измене­ны границы парка, после чего его территория уменьшилась. Из состава выведены склоны и площадка для аттракционов. Статус ботанического памят­ника остается только за терри­ториями, на которых произрас­тают редкие виды растений.

В то же время охранная зо­на увеличилась. То есть ни о застройке, ни о других видах коммерческого использования земель речи идти не может. В этих местах будет действовать тот же жесткий режим охраны, что и раньше.

Принятая форма позволит оперативно решать вопросы управления парковым хозяй­ством. В частности, быстрее реализовать решения об уда­лении старых больных дере­вьев и замены их новыми, в том числе и не представлен­ными еще в коллекции вида­ми. Это, между прочим, влия­ет еще и на безопасность посе­тителей парка. Только послед­ний ураган повалил 40 дере­вьев, которые при иных обстоятельствах могли быть вовре­мя обезврежены. Теперь адми­нистрации дворцово-паркового ансамбля приходится высту­пать ответчиком по судебным искам гомельчан о возмещении ущерба от полученных травм.

В ближайшем будущем парк ждут не только административ­ные изменения, поделился пла­нами руководитель. Уже сей­час реконструируется Замко­вый спуск. Он будет вымощен тротуарной плиткой, окаймлен бордюрным камнем. Парал­лельно идут работы по укре­плению склонов.

— Планируется посадка но­вых редких деревьев, создание оригинальных композиций. Ве­дутся переговоры о покупке са­женцев в питомниках Польши и Голландии, так как в Белару­си редкими видами практиче­ски не занимаются, — уточни­ла главный ландшафтный ар­хитектор ансамбля Светлана Прищепова. — Будут система­тически обновляться и суще­ствующие посадки: деревья хоть и живут дольше людей, но тоже не вечные.

Также планируется рекон­струкция зимнего сада и при­легающей башни обозрения. Проекты уже разработаны. Как и проект реконструкции огра­ды со стороны площади Лени­на. Ее дополнят исторически достоверные ворота, аналогич­ные тем, что были при Паске­вичах.

После воплощения за­думанного в жизнь вновь бу­дет вынесен на обсуждение гомельчан вопрос взимания платы за вход в парк. Символические взносы направят на содержание памятника приро­ды, вызывающего восхищение у всех граждан Беларуси.

Иностранцев наш парк то­же восхищает, но вот об офи­циальном признании речь пока не идет. Александр Гостев рас­сказал о том, что Гомельский дворцово-парковый ансамбль входит лишь в резервный лист кандидатов на вклю­чение в Список всемирного историко-культурного насле­дия ЮНЕСКО:

— В этот список включают исторические объекты, сохра­ненные в максимально перво­зданном виде. Но у нас нема­лые изменения облика ансам­бля произошли еще при совет­ской власти, что было обуслов­лено его расположением бук­вально в центре городской ин­фраструктуры. Последняя ре­конструкция дворца тоже про­водилась с допущениями. На тот момент мы не располагали фотодокументами об интерьере некоторых помещений. При посещении ансамбля представители ЮНЕСКО нам указали даже на тротуарную плитку в парке, которой не могло быть при прежних вла­дельцах. Так что шансы на по­падание в Список всемирного наследия дворцово-паркового ансамбля как единого цело­го призрачны. Но в него могут быть включены и отдельные объекты. Например, фамиль­ная часовня-усыпальница Па­скевичей.