Полет нормальный: авиатор-самоучка смастерил самолет и поднялся на нем в небо

 
6826
11 ноября 2014 в 8:45
Автор: Елена Николаева. Фото: Глеб Фролов
Автор: Елена Николаева. Фото: Глеб Фролов

Гомельчанин Александр Клещев на протяжении трех лет создавал самый настоящий самолет. И вот к сентябрю прошлого года летательный аппарат был окончательно готов. Но почему-то не взлетал. Авиатор едва ли не каждый день до самого первого снега приезжал на старый военный аэродром, где, разрывая в кровь руки и раскусывая от досады обветренные губы, снова и снова заводил мотор — безрезультатно. При одном из таких неудавшихся взлетов довелось поприсутствовать и нам. Тогда оптимист Клещев пообещал, что через год мы обязательно встретимся. И слово свое сдержал.

За окном четыре девятки. На языке авиаторов — хорошая погода. А это значит, полет разрешен.

Самолет заводится не с первого раза. Александр заметно нервничает и винит во всем карбюратор.

«Он от чешского кроссового мотоцикла. Давно бы надо заменить его на штатный», — объясняет авиатор. В этот самый момент его неожиданно перебивает рев мотора. Александр бросает дежурное «От винта!», прыгает в кресло пилота, и уже через минуту самолет набирает скорость. А затем происходит то, во что мы, признаться, уже и не верили — шасси отрываются от бетонки взлетной полосы.

Александр поднимается ввысь метров на десять, проводит в воздухе не больше четырех минут и идет на посадку.

Может, со стороны весь этот маневр выглядит и не столь эффектно, как в кино про летчиков-испытателей, но если учесть, что больше трех лет Александр сам конструировал то, на чем теперь так бесстрашно поднимается в небо, то повод для гордости у нас за него и у него за самого себя все-таки есть.

Летчиком Клещев мечтал стать ровно столько, сколько себя помнит. После школы даже поступал в военное авиационное училище, но не прошел медкомиссию. В итоге отучился на инженера-механика. Им и проработал полжизни. А когда вышел на пенсию, твердо решил больше не изводить себя мыслями о несбывшихся надеждах. Поставил перед фактом жену. Рассказал о своей страсти сыну. В интернете отыскал чертеж американского аффордоплана. Заперся в гараже и приступил к изготовлению самолета.

«Из настоящего самолетного материала здесь только дюраль. Это сверхлегкий и при этом очень прочный сплав. Без него в самолетостроении никуда. Из дюраля был сделан каркас. Остальное — из того, что удалось достать. Изначально заправочный бак позаимствовал у „Явы“, двигатель — от лодочного мотора, шасси — от садовой тележки», — рассказывает Александр.

Каждый свой неудавшийся прошлогодний взлет Александр воспринимал как повод для глубокого анализа с непосредственной доработкой материальной части. Так, после первого визита на аэродром понял: винт нужно сделать большего диаметра, после второго — что необходимо усилить трапецию шасси и переделать конструкцию заднего рулевого колеса. В итоге в уже готовом самолете пришлось многое заменить: «Мощности двигателя от лодочного мотора оказалось недостаточно, поэтому заменил на другой — 35-сильный и более энергоемкий, от снегохода „Буран“. Вместо клиноременного редуктора установил шестеренчатый, с бо́льшим передаточным числом. Поменял колеса — теперь они стали не от садовой тележки, а от скутера. Больше всего пришлось повозиться с винтом. Склеивание слоев спилов ясеня и красного дерева — процесс трудоемкий. В итоге винт переделывался несколько раз. Предпоследний был диаметром 1,4 метра. Но, как оказалось, его тяги было недостаточно для взлета. Пришлось заменить на 1,6-метровый. В результате взлетная скорость возросла до 80 км/ч».

Но даже после всех доработок «Аффордик» не взлетал. Более того, даже безобидные пробежки по взлетке иногда становились небезопасными.

«Были и поломанный винт, и подломанная стойка шасси, и гнутый фюзеляж», — перечисляет инциденты авиатор.

На этот раз оказалось, что дело не столько в инженерных просчетах, сколько в неопытности самого пилота: «А где мне было взять этот опыт? Но на помощь пришли неравнодушные люди. Дали возможность потренироваться. Налетал 13 часов вторым пилотом на легкомоторном самолете. После этого и свой в небо поднял».

На своем «Аффордике» Александр успел совершить уже 15 полноценных подлетов. Пока, конечно, ни о каких фигурах высшего пилотажа мечтать не приходится. Но в планах на следующий год — освоить так называемую коробочку (взлет, полет по кругу на высоте до 30 метров и посадка). После этого авиатор-самоучка собирается зарегистрировать самолет в департаменте гражданской авиации. Вся техдокументация, рабочие чертежи, а также накладные и сертификаты на материалы у него имеются.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by