Дороги жизни: «Восточный обход» хотят достроить с помощью частников, а магистраль «Север — Юг» ждет своего часа

 
12 912
02 декабря 2014 в 8:42
Автор: Андрей Рудь. Фото: Andrew Konoplev, автор
Автор: Андрей Рудь. Фото: Andrew Konoplev, автор

Мегапроекты по строительству дорог «Север — Юг» и «Восточный обход» должны были ключевым образом повлиять на дорожную ситуацию в Гомеле. Строительство этих магистралей начато давно, однако осилить пока удалось лишь малую часть задуманного. Поначалу паспорта объектов выглядели жизнерадостно: начало — 2008-й, окончание — 2010-й… Потом эти щиты исчезли вместе со строителями. Между тем недавно обе дороги попытались включить в качестве пилотных проектов в программу государственно-частного партнерства, что помогло бы реанимировать объекты. Мы поинтересовались, каковы шансы на продолжение, посмотрели, что со стройками века происходит сейчас.

«Север — Юг»: скоро стукнет 40

Старожилы Советского района, если напрягутся, припомнят кучи щебенки и песка, которые появились в конце семидесятых и долго лежали на пустыре между улицей Жукова и Комбинатом надомного труда (нынешняя «Татьяна»). Видимо, это была как раз первая попытка приступить к строительству того, что сегодня называется магистральной улицей «Север — Юг».

Вообще, ее проект возник в 1977 году. Тогда еще и 5-го микрорайона не было, и моста через Сож в этом месте, но проектировщики уже планировали связать по короткому пути Сельмаш и Советский район. Однако что-то пошло не так, с годами некоторые «курганы» сравнялись с землей, другие стали частью рельефа.

Следующая попытка была предпринята в 1986-м. Работы по профилированию местности с разной интенсивностью продолжались несколько лет, пока не кончились деньги, силы и Советский Союз.

Строители вернулись на объект в 2006-м и с переменным успехом продержались до 2011-го.

«Севером» в данном случае принять считать место, где улица Бочкина соединяется с улицей Владимирова. Гипотетическая магистраль идет на юг вдоль Владимирова, пересекает улицу Барыкина и поворачивает на юго-восток. Здесь пробивает обширную частную застройку на Крайней и проходит над Речицким проспектом в районе ДК «Химиков». Затем проходит по маленькому «шанхаю» из частных домов на Жукова и далее по пустырю. Остается пересечь проспект Октября, преодолеть еще 1,2 км по насыпному грунту и соединиться с улицей Богдана Хмельницкого в районе памятника интернационалистам. Это «Юг».

Общая длина этой «дороги жизни» — немного меньше 4 км. Но транспортники считают что она позволила бы значительно легче дышать другим улицам. По сравнению с 1977 годом актуальность такой «шунтирующей» артерии возросла многократно.

Проект разделен на четыре очереди. Первая — отрезок от улицы Богдана Хмельницкого до проспекта Октября. Вторая очередь — от проспекта Октября до Речицкого с двухуровневой развязкой над проспектом. Третья очередь — отрезок до улицы Барыкина. Здесь рассматриваются варианты развязки в один либо в два уровня. Также придется решать дорогую проблему частного сектора — снос стоит больше, чем, собственно, строительство. И завершающий этап — отрезок до Бочкина.

Сегодня результат многолетнего труда — почти 300-метровый прямой участок дороги от проспекта Октября в направлении улицы Хмельницкого, который сдали в 2011-м.

Дальше красивая 6-полосная проезжая часть уходит влево, превращаясь в двухполосную. Чтобы ликвидировать этот изгиб и выйти к конечной точке, нужно одолеть еще 860 метров.

Последние года четыре едва не каждое появление в этих местах сколь-нибудь заметной промышленной техники автолюбители встречают с плохо скрываемой надеждой: строители вернулись! Потом убеждаются: показалось. Просто трактор из гаражного кооператива потащил куда-то строительный мусор.

Ответы представителей власти на регулярные вопросы про эту магистраль с каждым годом все более осторожны и сводятся к одному: пока не хватает денег.

Сегодня здесь признаков жизни не видно. На заасфальтированном участке насыпи за плитами уже не первый день стоят какие-то грузовики.

На зачатках примыкающей четырехполосной дороги, которая должна соединить новый 59-й микрорайон с магистралью видно какое-то копошение. Неужели и правда какие-никакие строители? Но нет. Выясняется, что это кабельщики «Гаранта» ведут свою линию, превозмогая ветра.

Вообще-то, насыпь готова. Частично есть покрытие, стоят бордюрные камни. Строители говорят, что при нормальном финансировании закончить этот кусок могут за несколько месяцев.

Даже приблизительные сроки здесь давно уже никто не объявляет. В городском УКСе продиктовали выстраданную годами формулу: будут деньги — будет дорога. Вот, возможно, в следующем финансовом году выделят какие-нибудь средства…

«Восточный обход»: надежда на частника

Еще один перспективный, но более молодой долгострой — «Восточный обход». Он должен снять транспортное напряжение с центральных улиц, соединить с «большой землей» Красный Маяк и Романовичи, которые уже принято считать микрорайонами Новобелицы. Предполагается также выйти на улицы Кожара (в районе Ледового дворца) и Каменщикова, которые в свою очередь продолжить до Советской.

С финансированием и тут все сложно.

— В год на объект выделяется около 10 млрд рублей, тогда как для завершения нужно около 700, — говорит заместитель начальника гомельского УКСа Александр Шишкевич.

Пока зачатки моста на правом берегу особенно полюбились рыбакам. Не страдают ли от времени эти конструкции, в частности, открытый металл? Строители говорят, что если дело дойдет до продолжения работ, то будет проведено обследование, тогда и станет понятна степень износа.

По соседству собственный мост уже строят бобры.

Часть насыпи уже укрепилась самостоятельно естественным образом.

На некоторых участках видны следы недавней активности — стройка хоть и медленно, но продолжается.

Между тем, у этой дороги появилась робкая надежда на нечто большее, чем 10 млрд в год. В конце октября в Гомеле заседал так называемый Межведомственный инфраструктурный координационный совет в котором участвовали зампреды и руководители подразделений облисполкома и горисполкома. С подачи ЕС/ПРООН обсуждали идею государственно-частного партнерства. В переводе на русский это означает, что «Север — Юг» и «Восточный обход» были представлены в качестве пилотных проектов, которые могли бы финансироваться не только из бюджета, но и с помощью частников.

Пока все это существует только в виде обсуждений. Чтобы система заработала, под теорию такого партнерства надо подвести законодательную базу. Все ждут выхода закона о ГЧП. В то же время, частник должен понять, в чем для него выгода, и получить гарантии. Задача города — не продешевить.

В областном комитете по архитектуре и строительству, ссылаясь на международный опыт, говорят, что у носителей капитала нынче пользуются спросом основательные, долгоиграющие проекты. Таким проектом (опять же — в теории) мог бы стать «Восточный обход». Иллюзий относительно внезапного прихода сюда отечественных инвесторов осталось немного. Как мы можем убедить иностранцев оплатить нам строительство дороги? Поделиться выгодой с частником. В мире придуманы разные механизмы. Например, льготы при создании придорожной инфраструктуры и использовании пространства рядом с магистралью. Еще один очень гипотетический вариант — платная дорога.

К слову, улица «Север — Юг» в программу пока не попала — считается, что это фактически внутригородская магистраль, и здесь сложнее заинтересовать инвестора.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by