Для многих стал откровением сам факт существования белорусского флота. Вообще-то, все еще серьезнее: готовится к рейсу первое и единственное отечественное судно, способное выходить в море. У теплохода «Надежда», который сейчас стоит в мозырском порту, сложная и красивая судьба, полностью соответствующая названию. Немногие верили, что это судно вообще удастся оживить спустя почти 10 лет комы. Мы первыми из сухопутных людей увидели обновленный теплоход изнутри. Пообщались с его молодым и жизнерадостным экипажем.
«Надежду» строили долго и мучительно. Собственно, это последний теплоход, спущенный на воду легендарным Гомельским судоремонтно-судостроительным заводом. После этого предприятие обанкротилось. Спускали судно в 2002 году — с речами, ленточками, прочим пафосом и большими надеждами на возрождение флота.
Оно отработало единственную навигацию: несколько раз сходило с калийной солью в украинский Николаев. Потом выяснилось, что соли выгоднее возить по суше в прибалтийские порты, груз перехватили железнодорожники. Портовый терминал в Николаеве, «затóченный» под калийные соли, за ненадобностью перепрофилировали под зерно. Следующие 10 лет «Надежда» провела у стенки в мозырском порту.
Шанс у речников появился после недавнего повышения тарифов на железнодорожные перевозки.
Теплоход, отстоявший 10 лет без дела, подняли на берег, отремонтировали, модернизировали. Укомплектовали новым навигационным и спасательным оборудованием. На снимках, которые сделал механик теплохода Анатолий Перышкин, отчасти видно, в каком состоянии находилась «Надежда» к началу реанимации:
Начальник порта Владимир Зайцев говорит, что ремонт и переоснащение обошлись относительно недорого — примерно в $30 тыс.
Вообще-то, при строительстве основой послужил стандартный рудовоз, к которому приделали надстройку с рубкой, жилой частью и машинным отделением. Изначально «Надежда» строилась как контейнеровоз, но может успешно брать и другие грузы.
— Уже в этом году планируем возить лес в южные порты Украины, — Владимир Зайцев делится лишь одним вариантом развития событий. — Предполагаемое плечо перевозок — от Бреста до Херсона. Спрос есть.
Главная проблема пока — глубины. Теоретически параметры теплохода позволяют ему передвигаться по извилистой и узкой верхней Припяти. И через пинские шлюзы пройдет. Но в реальности река «уже не та» — придется водные пути восстанавливать.
И все же, первый рейс «Надежды» может стать началом новой эпохи для флота (если опять не возникнет тысяча неблагоприятных обстоятельств.) Начальник порта настроен решительно:
— Белорусский флот издавна работал по следующей схеме: мы доставляем груз в Киев, там его отдаем украинцам, они везут дальше вниз по течению. Эту схему мы планируем «поломать» и работать на всем отрезке Днепра до моря.
— А украинцы не будут против?
— В соответствии с межгосударственными соглашениями мы имеем полное право возить грузы через Украину и между украинскими портами.
«Надежда» по классу имеет право на морское прибрежное плавание. Это значит, что для нее открыты большие водохранилища, широкий и глубокий нижний Днепр, Черное море, Дунай и так далее. Возможны и другие варианты — был бы спрос. Зайцев уверяет, что лесом дело не ограничится, уже есть заказчики, заинтересованные в контейнерных перевозках по Украине.
Масштабы «Надежда» подчеркивают облепившие ее теплоходы. Возможно, по меркам держав, имеющих крупные водоемы, не такая уж она и внушительная. Но в Беларуси это самое большое транспортное средство вообще.
Чтобы у порожнего теплохода не было дифферента на корму, его пока выровняли, сложив на носу крышки от грузового ящика. В идеале для выравнивания используются балластные цистерны, в которые заливается вода.
Капитан теплохода Сергей Шумак еще недавно командовал буксиром, который сейчас как раз стоит под бортом.
Тамошняя рубка и рубка «Надежды» — две большие разницы. Тут хоть День города проводи.
Команда состоит из 8 человек: четыре судоводителя, трое мотористов и кок. Двое штурманов пока наняты из Украины — пока наши не пройдут положенную стажировку, чтобы получить допуск к управлению судном на Днепре.
Просторный салон, он же столовая, без проблем вмещает и экипаж, и гостей.
Мотористами работают практиканты из Светлогорского индустриального колледжа (там есть речной факультет) и Гомельского лицея речфлота.
Этот теплоход уникален еще и тем, что здесь работает единственная в стране девушка-моторист. Света Зых учится в светлогорском колледже.
Вообще-то, руки у нее пока ухоженные, без положенного мотористу въевшегося мазута, который не ототрешь теркой. Но это дело наживное. Похоже, Света здесь не только для красоты: когда надо, первой хватается за все железяки, опережая парней. Те и довольны.
Кто полезет в трюм? Конечно, Света.
Конечно, для общения с другими судами существуют радиостанции. Звуковой и световой семафор, основанный на азбуке Морзе, предусмотрен на экстренный случай.
Как и сигнальные флаги.
Практиканты решили подать сигналы «Меня тащит на якоре» и «Нет».
По сравнению с небольшими внутренними помещениями буксиров раздолье на «Надежде» впечатляет.
На одной двери наклейка «Туалет» (вместо «Гальюн»).
— Ну такую уж заказали... — разводит руками Сергей Шумак.
Каюты одноместные, внутри все удобства. Есть и запасные, для лоцманов.
Повара на белорусском флоте давно повывелись за ненадобностью. Удовольствие дорогое, рейсы больше суток случаются редко, поэтому мотористы обычно готовят сами. Но на «Надежде» кок будет. Рабочее место у него попросторней, чем на буксире.
Учитывая длину маршрута, продовольствием тут придется запасаться надолго.
Экипаж, похоже, здесь веселый. Мотористы с грохотом отправились куда-то вдоль борта по своим мотористским делам. Настроение у них новогоднее: распевают «В лесу родилась елочка». Причем исхитряются это делать на мотив «Катюши».
Еще «Надежде» предстоит пройти проверку спасательного оборудования в Украине (у нас нет соответствующей службы). В комплект входят два 10-местных надувных плота с НЗ внутри.
(Также можно заметить, что, по древней нерушимой традиции, телевизионные антенны на белорусских теплоходах изготавливают из прокладок двигателя.)
В рубке расположены два радиомаяка. В случае бедствия необходимо сорвать чеку, маяк начнет транслировать координаты. Второй — на тот случай, если один не сработает. Вообще, большинство систем на судне дублируется, причем иногда несколько раз.
Если вручную сигнал подать не удалось, то другой радиобуй включится сам при погружении в воду.
До первого рейса еще предстоит сделать последние приготовления.
Грузоподъемность самой «Надежды» 725 тонн. Плюс к этому она может вести под бортом приставку (читай — рудовоз), которая берет еще до тысячи тонн (опять же, хватило бы глубины).
Вообще-то белорусские буксиры могут тащить раза в полтора больше. Но не имеют права выходить в море.
Наличие соответствующего комплекта навигационного оборудования — обязательное условие для выхода на большую воду. До недавних пор для Беларуси это требование было неактуально.
У людей, зашедших в гости с других плавсредств, большинство приборов вызывает благоговение. Неизвестно, для чего предназначены «эти штуки», но выглядят они внушительно.
Впервые публикуем координаты мозырского затона:
«Надежда» — пока единственный в стране теплоход с компасом. Он обязан быть на судне, которое намерено ходить вне видимости берега.
Правила требуют наличия электронной системы идентификации. В нее введены собственные данные, которые будут видны другим судам.
Если бы в окрестностях были теплоходы с аналогичными приборами, их отметки появились бы на экране. Пока пусто.
Зато на экране радиолокатора видны «пассивные» цели. Сергей Шумак утверждает, что различает в этих зеленых пятнах берег, рудовозы и буксиры в затоне.
В машинном отделении царство брутального железа. Его тоже пришлось выводить из комы. Два 300-сильных основных двигателя крутят гребные винты. Два вспомогательных вырабатывают электроэнергию на стоянке (если нет подключения к берегу).
Сейчас речники ждут, когда поднимется вода, чтобы выйти из затона и отправиться в первый рейс.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by