Ирина уехала жить в Лондон 5 лет назад. За это время она успела выйти там замуж, в совершенстве выучить английский, получить степень бакалавра английского права, поступить в магистратуру в престижном University College London и… получить водительское удостоверение. Последнее, признается бывшая гомельчанка, стало для нее одним из сложнейших испытаний. Она уже когда-то сдавала на права в Беларуси, и ей есть с чем сравнить. Девушка утверждает, что между системами подготовки водителей категории B двух стран целая пропасть. О том, как у нас, мы знаем. О том, как у них, читайте в рассказе-монологе нашей землячки.
* * *
Как только ты решаешь отправиться в автошколу в Англии (хотя здесь нет автошкол в нашем понимании), ты заказываешь себе provisional driving licence — это условные права. Они зеленого цвета (в отличие от полных, которые розового цвета) и дают возможность приступить к сдаче теоретического теста. Но самое удивительное, что с ними ты уже можешь садиться за руль и практиковаться в езде, только при условии, что рядом с тобой в этот момент должен находиться человек, у которого уже имеются полноценные права.
К теории ты готовишься самостоятельно. Покупаешь книжку с диском и штудируешь.
Тест, который тебе придется сдавать, состоит из двух частей: обычных теоретических вопросов и hazard perception. Суть второго в следующем: тебе показывают видео с различными ситуациями на дороге, твоя задача — вовремя заметить опасность и сигнализировать об этом нажатием кнопки. Чем раньше заметишь, тем больше баллов получишь. Всего нужно пройти 15 видеофрагментов, и в каждом из них есть опасность, а в некоторых и по две.
Когда ты считаешь, что уже готов к сдаче теории, можешь выбрать любой тестовый центр. В стране их десятки. Бронируешь подходящее время и место. На экзамен ничего с собой брать нельзя. Заходишь в комнату, где из-за стеклянной стены за тобой пристально наблюдают.
Сдаешь теорию. Нужно ответить на 50 вопросов. Допускается сделать 7 ошибок. Потом проходишь hazard perception. Если справляешься со всеми испытаниями, тебе выдают сертификат. После этого в течение двух лет можно в любое время сдавать практику.
Практика — это, на мой взгляд, то, чем коренным образом различаются наши системы обучения водительским навыкам.
Инструктора находишь в интернете сам. Главный критерий — отзывы. Выбираешь, созваниваешься, записываешься. Есть большие автошколы, есть частные инструкторы. Здесь главное не ошибиться. Оказывается, в Англии, как и в Беларуси, могут возникнуть проблемы с инструкторами. Нередки случаи, когда тебя просто катают по прямой дороге и «разводят» на деньги. Но все равно считается, что частный инструктор лучше. Потому что ему очень дорога его репутация.
* * *
Мне достался почти новенький Ford с инструктором-женщиной (Британия далека от гендерных предубеждений). Поскольку я уже знала устройство автомобиля, мы не стали тратить время на рассматривание педалей газа, сцепления и тормоза, а сели и поехали. Причем сразу по улицам Лондона. Сначала — по менее оживленным, потом — с более интенсивным потоком.
Когда научились ездить прямо, начались маневры. Парковки, стоянки, заезды во дворики, на эстакады — все в реальной среде, никаких автодромов!
В Лондоне уметь мастерски маневрировать — жизненная необходимость. Здесь очень узкие улицы. В отличие от многих европейских столиц, Англия не была разрушена во время войны, и дороги здесь остались такими, какими они были построены еще много веков назад. Тогда они возводились для лошадей, а не для Land Rover. Учитывая эти обстоятельства, британцы постарались организовать движение очень грамотно. К примеру, для общественного транспорта отведена специальная линия.
Практичные англичане предпочитают знаменитые лондонские автобусы. Во-первых, на них можно добраться до места назначения быстрее, чем на личном авто. Во-вторых, это еще и существенно дешевле: въезд в центр Лондона по будням платный — 10 фунтов.
Мне понадобилось 45 часов вождения. Инструктор настаивала, что нужно покататься еще. Я с ней решительно не соглашалась. Во-первых, я уже достаточно уверенно чувствовала себя за рулем, а во-вторых, решила больше не тратиться. Ведь на оплату уроков, тестов и вождения мне пришлось выложить около тысячи фунтов.
* * *
Пришло время сдавать экзамен. Это можно сделать на любом удобном для тебя авто, но обычно сдают на том, на котором и учились. Мне попался приятный улыбчивый экзаменатор средних лет.
Он проверил мои условные права, тщательно сравнил фото с оригиналом, и мы направились к машине. Инструктор на экзамене может присутствовать, а может и нет. Моя была весьма ответственная и решила поприсутствовать, хотя многие, я слышала, не хотят.
Подошли к машине. Экзаменатор попросил прочитать ему номер автомобиля, находящегося на другой стороне улицы. Таким образом он проверил у меня зрение. Медосмотр для сдачи на права, в отличие от Беларуси, здесь проходить не нужно, никаких справок из наркодиспансера здесь тоже не требуют.
Потом экзаменатор велел открыть капот, спросил, как правильно определить уровень масла, попросил показать, где находится жидкость для очистки стекол. После этого мы сели в машину. У меня в руках руль, у него — формуляр, в котором он будет отмечать все мои ошибки. За время сдачи экзамена разрешается допустить не более 15 второстепенных или 1 серьезную ошибку.
Трогаемся. Экзаменатор очень вежливо командует, куда тебе ехать: направо, налево, прямо… После 15 минут такого «променада» начинается настоящая нервотрепка — маневры. Тебя то просят остановиться в подходящем месте перед поворотом, то припарковаться задом. Вокруг не вешки, а реальные машины, тогда как улицы очень тесные, места впритык — спина уже через 5 минут становится просто мокрой.
Если все-таки удалось не задеть чужой припаркованный автомобиль, приступаем ко второй части экзамена, которая называется independent driving (независимое вождение).
Экзаменатор называет пункт назначения, в который ты должен приехать сам. И ты едешь. Здесь набрать 15 второстепенных ошибок легче всего. Рано показал поворот, поздно перестроился, не вовремя переключил передачу… Когда доезжаешь до пункта назначения, тебе говорят: «Спасибо, часть независимого вождения закончена, следуйте моим указаниям». Указание очень простое: развернуться и ехать на «базу». В итоге весь экзамен в общей сложности длится минут 45—50. И это настоящий тест на прочность. Мне несказанно повезло, в конце я услышала: «Поздравляю, вы сдали тест», — и не поверила своим ушам. Сейчас я думаю, что это случилось во многом благодаря тому, что я хоть и имела белорусские права, но никогда не водила машину. Большинство моих соотечественников, очень опытных водителей с солидным стажем вождения на родине, редко сдают здесь с первого раза. Агрессивное поведение на дороге англичанам не по душе.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by