Тест на подлинность: эксперты показали, как проверяют «чистоту» подержанных авто

 
9758
16 июня 2014 в 9:09
Источник: Анна Соколова. Фото: Глеб Фролов
Источник: Анна Соколова. Фото: Глеб Фролов
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

С начала года сотрудники областной ГАИ усомнились в юридической чистоте 79 подержанных машин и отправили их на экспертизу. В 33 случаях сомнения подтвердились — идентификационные номера (VIN) были перебиты. Onliner.by посмотрел, как эксперты работают с подозрительными автомобилями, и узнал, сколько это стоит.

Экспертиза проходит прямо во дворе одного из домов на улице Ефремова. Здесь находится офис межрайонного отдела Госкомитета судебных экспертиз. Пять сотрудников специализируются на исследовании исключительно транспортных средств. Благодаря активному потоку машин из России без работы не сидят.

«На исследование одного автомобиля уходит от 2 до 7 часов, — вводит в курс дела начальник отдела Александр Высоцкий. — Эксперт заранее изучает справочную литературу о модели, с которой предстоит работать. Он должен знать, где размещаются главный идентификационный номер и его дублеры».

В комбинации из 17 цифр и букв без пробелов зашифрована информация о дате выпуска автомобиля вплоть до минут, стране-производителе и даже конвейере, с которого он сошел. Одинаковых номеров не существует, они, как и отпечатки пальцев, неповторимы. На большинстве кузовов код вбивается единым штампом. У «французов» символы выстукиваются как на чеканке. В любом случае, номер должен наноситься на заводе, а не в мастерской.

На белорусском рынке правят бал машины из России. Их стоимость ниже, чем в нашей стране. Порой разница достигает $3 тыс. Заманчивая цена по идее должна насторожить покупателя, на деле же происходит наоборот.

Александр Высоцкий приводит свежий пример. Объявление о продаже Mitsubishi Outlander 2010 года выпуска гомельчанин нашел в интернете. Учитывая максимальную комплектацию, цена показалась сказочно низкой — $22 тыс. В историю срочной продажи внедорожника наш соотечественник поверил безоговорочно. Хозяину якобы нужно было погасить долг по ипотеке. Покупатель имел $10 тыс. собственных сбережений, недостающую сумму занял. За машиной в Санкт-Петербург отправился сам. В культурной столице России даже мысли не мелькнуло, что площадка с заводским кодом может быть вварена. Первым неладное заподозрил сотрудник гомельской ГАИ при постановке авто на учет.

«Новому хозяину Mitsubishi Outlander, как и остальным 32 владельцам авто, не прошедших экспертизу, отказано в регистрации. По сути, их лишили возможности пользоваться машинами, — описывает перспективы начальник. — Впрочем, исход может быть и другим. Транспортное средство зарегистрируют на три года без права снятия с учета и, соответственно, продажи».

Владельцами автомобилей с перебитыми VIN могут заинтересоваться органы внутренних дел. Пока будет проводиться проверка, вызовы в милицию неизбежны.

«Чаще всего изменяют идентификационные номера на Mazda, Toyota, Ford, BMW и Opel, — включается в разговор заместитель начальника отдела Дмитрий Шевченко. — Причем их возраст самый разный — от года до десяти. Экспертиза иномарок после 2010 года выпуска сложна с технической точки зрения. Иногда, чтобы подобраться к номеру, нужно разобрать полсалона. Последний раз так мучились с Toyota RAV4: площадка с VIN была вварена под переднее пассажирское сиденье. Наш соотечественник заплатил за автомобиль около $20 тыс.».

Тройки на восьмерки уже давно не исправляют. Вваривают сразу всю площадку. Делают это так аккуратно, что «инородное тело» от заводского клейма отличить нереально. На прямоугольную табличку наносится та комбинация цифр, на которую у продавца есть документы (как правило, от аналогичных машин, пришедших в негодность после ДТП или пожара). Юридическая чистота, по меркам россиян, — отсутствие в базе угонов. В белорусских реалиях это не поможет, если VIN окажется неродным.

В черном чемоданчике эксперта зачем-то лежит ружейная гильза. Оказывается, ей удобней всего снимать лакокрасочный слой: латунь не реагирует на химический состав уничтожителя краски и не повреждает кузовное покрытие. Старший эксперт Руслан Рог предлагает посмотреть, как это работает на фрагменте забора.

Проходит минута, и обнажаются все предыдущие слои краски. Таким же образом вытравливается коррозия с VIN на якобы сгнивших рамах в кроссоверах. Иногда они «гниют» неслучайно: автомобиль может числиться в угоне.

«Конечно, есть в России и добросовестные продавцы. В конце концов, из 79 поступивших на экспертизу иномарок только 33 ее не прошли», — делает вывод Александр Высоцкий.

C недавних пор отдел оказывает платную услугу: до покупки машины проверяет VIN на соответствие. Стоимость зависит от затраченного времени. Час работы эксперта оценивается чуть дешевле 100 тыс. (в Гомельской области тариф самый низкий по республике). Если экспертиза покажет, что заводские номера изменены, информация, разумеется, поступит в органы внутренних дел. Но это уже проблемы продавца.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by