Выпускницы БелГУТа Дарья Шуляк и Алена Андрейкова предпочитают передвигаться по городу исключительно на велосипедах. Только вот Гомель для этих целей, уверяют девушки, абсолютно не приспособлен. Студентки попытались изменить ситуацию, используя полученные в университете знания.
По словам начинающих архитекторов, в Гомеле нет ни одной велодорожки, соответствующей установленным стандартам. Велосипедистам приходится делить жизненное пространство с пешеходами, а это вызывает недовольство у обеих сторон.
— Мы в этом году окончили вуз. Темой нашего дипломного проекта была инфраструктура для занятий экстремальными видами спорта. Когда же узнали о районном конкурсе на лучший проект сети велодорожек, добавили в диплом новую главу и подали заявку на участие в творческом состязании, — объясняет Дарья.
— Вопрос актуальности темы даже не стоял, — продолжает ее соавтор Алена. — Мы видим множество людей, передвигающихся на велосипедах по тротуарам, лавирующих между пешеходами. И большинство из них заняты отнюдь не праздным катанием — используют велосипед как полноценное транспортное средство для попадания из точки А в точку Б по своим делам. Давно назрела необходимость создать для этого условия. Ведь посмотрите, сейчас уже почти у каждого магазина, отделения банка и других социальных объектов установлены велопарковки, и они никогда не пустуют.
Девушки прежде всего детально изучили местность, по которой можно проложить велосипедные трассы. И поняли, что особых трудностей не будет — Советский район с его широкими проспектами и полосами отвода идеально подходит для намеченной цели.
За основу велосети взяли уже существующие автомобильные магистрали. Решили, что дорожки можно построить вдоль проспектов Речицкого и Октября, улиц Хмельницкого и Барыкина. Причем на улице Барыкина предлагаемый молодыми архитекторами маршрут простирается до завода «Центролит». А на Речицком проспекте велодорожка идет строго вдоль магистрали без заезда в парк Фестивальный.
— Мы предложили кратчайший маршрут для людей, которые едут по делам. Например, в промзону на работу. В парке же можно кататься только для удовольствия. К тому же там довольно густая посадка, без ущерба для деревьев велотрассу не проложишь. А на существующей Аллее скамеек гуляют маленькие дети, которые зачастую ведут себя непредсказуемо и могут запросто угодить под колеса.
В идеале велодорожки должны быть выделенными, с буферной зоной, отделяющей их от тротуаров. Такие студентки предлагают построить вдоль проспектов и в начале улицы Барыкина, где достаточно места. А вот на улице Хмельницкого, если ее не расширят к тому времени, придется по-прежнему ездить по тротуарам. В этом случае зону для велосипедистов можно выделить другим типом покрытия и разметкой. Все это предусмотрено проектом.
— При работе мы определили основные качества, которыми должно обладать покрытие велодорожки. Это небольшое сопротивление трению, но в то же время высокая шероховатость для сцепления в сырую погоду, водоотталкивающие свойства. При всем этом оно не должно быть дорогим, чтобы минимизировать затраты на строительство. Такие материалы мы нашли и даже составили список их производителей. Что немаловажно, все они белорусские.
Вдоль сети велодорожек в людных местах девушки предложили разместить не только парковки для велосипедов, но и пункты проката. Причем сами же разработали дизайн этих объектов, что понравилось членам жюри районного конкурса.
А на улице Хмельницкого, напротив стадиона «Локомотив», мог бы стоять крытый комплекс для занятий экстремальными видами спорта [сказалась работа над первым этапом университетского диплома — прим. авт.]. Эту идею по достоинству оценили действующие архитекторы. Правда, предложили другое место для ее реализации — участок на берегу Сожа в микрорайоне Шведская Горка. Возможно, со временем там и будет построен оригинальный спортивный объект.
Разработчики проекта понимают, что его реализация — не одного дня дело. И надеются, что их работа не пропадет зря. Ведь инфраструктуру для велосипедистов некоторые чины, как и прежде, считают чем-то второстепенным. В подтверждение своих слов Дарья и Алена приводят серьезный аргумент, когда из проекта реконструкции улицы Барыкина ради удешевления работ были вычеркнуты предусмотренные архитекторами велодорожки.
— И все же само внимание администрации Советского района к велосипедистам приятно, — говорят девушки. — Насколько нам известно, это первая районная администрация в городе, пожелавшая иметь концепцию велодорожной сети. А глава района Олег Величко пообещал содействие развитию велодвижения. Надеемся, что его примеру последуют и другие руководители администраций. Мы бы с удовольствием распространили этот опыт по всему Гомелю.