В европейских странах такой вид туризма, как караванинг, появился после Второй мировой войны, около 60 лет назад. У нас же о нем знают единицы. Сегодня в Министерстве спорта и туризма говорят лишь о 17 площадках, на которых могут остановиться караванеры. И ни одна из них не расположена в Гомельской области. Что нужно для развития автотуризма и есть ли в Беларуси жизнь на колесах, узнавала корреспондент «Гомельских ведомостей» на слете караванеров.
Идея обсудить вопросы, связанные с развитием белорусского караванинга на берегу озера Селява, была не случайной. Именно здесь можно было познакомиться с первым в Беларуси кемпингом ООО «Кемпинг-1».
Каким же должен быть кемпинг, привлекающий автотуристов? Создание каких условий необходимо для того, чтобы появились желающие развивать кемпинг-туризм? Эти вопросы обсудили участники конференции: заместители министров заинтересованных министерств, руководители управлений спорта и туризма облисполкомов, представители зарубежных клубов караванеров и другие.
По мнению присутствующих, для развития белорусского караванинга необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы создания кемпингов и площадок для кемперов с учетом мирового опыта. Так, к примеру, в белорусском законодательстве есть понятие кемпинга, но оно смешанное. Это и объект рекреации, где человек может некоторое время отдохнуть, провести отпуск. Это также место для кратковременного отдыха во время путешествия, размещенное возле автодороги. Понятия кемпинга и кемп-стоянки планируется разграничить.
Кстати, чтобы обустроить место отдыха для автотуристов, недостаточно определить площадку, как это может показаться на первый взгляд. Помимо всего прочего, для обслуживания дома на колесах путешественникам необходимы доступ к электричеству, воде, канализации. Для обслуживания самих себя — место, где можно помыться, переночевать, разбить палатку. При этом неплохо, если кемпинг расположен возле интересных природных, историко-культурных объектов и в то же время не очень удален от дороги. Примерные площадки для обустройства кемпингов будут определены в регионах.
Поэтому понятно, что в следующем году ожидается внесение соответствующих изменений и дополнений в законодательство Республики Беларусь, связанных со строительством и функционированием кемпингов, санитарными требованиями к их устройству и функционированию. Среди предложенных изменений также понижение ставки государственной пошлины при выдаче разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении за прицеп, имеющий разрешенную максимальную массу более 0,75 тонны, для владельцев автодомов и туристских фургонов.
Выступающие отметили, что новые места для отдыха автопутешественников появятся уже в следующем году. Планируется обустроить 34 кемпинга: 3 — в Гомельской области (предлагаются Мозырский, Речицкий и Гомельский районы), 4 — в Брестской, 5 — в Витебской, 6 — в Минской и по 8 в Гродненской и Могилевской областях.
При реализации задуманного планируется привлечь более 17 миллионов долларов инвестиций на развитие кемпингов и стоянок для кемперов. И как результат ожидается увеличение экспорта туристических услуг на 15—20 процентов и количества людей, занимающихся караванингом, на 20 процентов.