«Виноваты велосипедисты!» — горожане пугаются, ГАИ обвиняет в незнании правил, а обладатели велосипедов считают себя изгоями

 
6379
20 августа 2014 в 12:20
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

«Они промчались рядом с моим маленьким внуком и едва не сшибли его. Просто ужас!позвонила в „Гомельские ведомости“ Ирина Уварова, которая на днях прогуливалась с ребенком по дворцово-парковому комплексу. — Можно ли что-то сделать, чтобы они так не гоняли?» Меня самого обдает волна страха, когда из-за спины на большой скорости выскакивает велосипедист. После чего чувствую возмущение и злость. Но эти «летуны» даже ругани в свой адрес не услышат, умчавшись вдаль, чтобы продолжить объезжать пешеходов, как кегли. Исключить такие случаи вряд ли возможно, но свести к минимуму шанс есть. Газета пробует разобраться в ситуации.

Четверо на 40 гектаров

«Два сотрудника Департамента охраны совершают обход в соответствии с графиком. Если они замечают велосипедиста, то просят покинуть парк, — рассказал генеральный директор Гомельского дворцово-паркового ансамбля Александр Гостев. – Нашу территорию патрулируют еще два сотрудника УВД, которые также пресекают езду велосипедистов. Однако четыре человека 40 гектаров охватить не в состоянии. На входе в парк написано, что въезд на велосипеде запрещен, но горожан это не останавливает. Скажу больше, ребята на горных и BMX-велосипедах прыгают и съезжают по диким склонам, причем не только летом, но и зимой. Да, для них нет велодорожек и специального места для экстремального катания. Но хотелось бы, чтобы они проявляли сознательность, так как парк предназначен для пеших прогулок. Сложно представить, чтобы, к примеру, в парке Версальского дворца люди катались на велосипедах. А у нас такое можно каждый день».

Новички пугают прохожих

Наблюдениями делится участник сообщества «ВелоГомель» Сергей Дашкевич: «Рядом с прохожими на высокой скорости ездят в основном те, кто впервые сел на велосипед. Они стремятся проехать как можно ближе к человеку, чтобы получить выброс адреналина. К сожалению, такие новенькие будут всегда. Им интересно пугать пешеходов. Этим гонщикам важно, чтобы прохожие обращали внимание на то, как они лихо катаются. Бум травматизма велосипедистов на пешеходных дорожках приходится на весну — начало лета, когда на дорогу выезжают новички. Затем ситуация нормализуется. Опытные велосипедисты при первой возможности стремятся уехать за город. Они получают удовольствие от простого катания. На мой взгляд, чтобы конфликтов между пешеходами и велосипедистами стало меньше, нужно снова разрешить нам ездить по проезжей части, как это было до 2007 года. В целом же, считаю, что ситуацию с безопасным велодвижением в Гомеле могли бы исправить велодорожки».

Хотим так, как хотим

С чем были связаны изменения в ПДД? Об этом мы поинтересовались у представителя ГАИ. «Во времена СССР велосипедистам не запрещалось ездить по проезжей части. Сейчас, с учетом  увеличившегося потока транспорта, ПДД предусматривают, что велосипедисты должны двигаться по тротуару или обочине. Это делается для их безопасности. А если нет пешеходной дорожки, то в крайних случаях — по проезжей части. И такая мера себя оправдывает, – подчеркивает командир батальона ДПС областной ГАИ Владимир Дробышевский. — В Гомеле в прошлом году с января по июль зарегистрировано шесть ДТП с участием велосипедистов. Погибших не было, хотя все получили травмы. В нынешнем году за этот же период времени таких происшествий три при отсутствии смертельных случаев. А по области за последние семь месяцев произошло 28 ДТП с участием велосипедистов. Трое погибли. За аналогичный период 2013 года пострадало 25 велосипедистов, из которых четверо погибли. Конечно, велосипед — это экологический транспорт, который способствует физическому развитию. Но ездить на нем нужно в соответствии с ПДД. Однако мало кто хочет их выполнять. „Мы хотим делать так, как хотим“, — вероятно, похожими соображениями и руководствуются при езде. Но так не должно быть. Например, достаточно слезть с велосипеда на переходе, и человек будет иметь приоритет перед водителем. Недавно велосипедисты, относящие себя к сообществу „ВелоГомель“, попытались проехать  по городу неорганизованной колонной. Это были не только молодые ребята, но и взрослые люди. Я поинтересовался, читали ли они ПДД. Вразумительного ответа не услышал. А там ведь четко прописано, что колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы не более чем по 10 человек. Расстояние между группами должно составлять не менее 100 метров».

Изгои на колесах

«Когда много пешеходов, а двигаться из-за спешки нужно быстро, то траектория выбирается с наименьшими отклонениями, так как резкие повороты опасны. Поэтому иногда приходится проезжать на небольшом расстоянии от пешеходов, — объясняет активист „ВелоГомель“ Виталий Тигра. — Бывает, и мне из-за этого в спину летят проклятья».

Продолжая рассуждать о недовольстве пешеходов, Виталий видит решение в изменениях Правил дорожного движения. Чтобы велосипедисты смогли ездить по проезжей части и только как исключение — по пешеходным дорожкам, как это было до 2007-го. «Тогда конфликтов между участниками движения станет в разы меньше, — подчеркивает Виталий. — Сейчас мы превратились в изгоев городского движения, которые лишены всяких прав».

По мнению Виталия, около 400—500 человек являются активными участниками сообщества «ВелоГомель»; приблизительно каждый десятый горожанин имеет велосипед. «Таким образом, в городе около 50 тысяч велосипедистов, но постоянно перемещаются по улицам примерно 5 тысяч. По моим наблюдениям, за последние 5 лет велосипедистов стало раз в 10 больше. И их количество будет расти, — говорит Виталий. — Менять ситуацию необходимо. Наверное, первое, с чего нужно начать, — это очертить разделительной линией часть пешеходного тротуара, чтобы прохожие понимали, что за этой чертой им может встретиться велосипедист. А идеальным было бы решение очертить разделительной полосой один метр с края проезжей части, обозначив соответствующими знаками».

***

«Крути педали, пока не дали» — многие с детства знают это выражение. Как сделать, чтобы велосипедисты спокойно крутили педали, не вызывая подобных фраз? Проблема ждет решения. Что же касается вопроса Ирины Уваровой, то, понятное дело, четыре человека остановить движение велосипедистов в парке не могут. Может быть, за ними стоило бы последить общественным организациям или, например, дружинникам. И тогда не исключено, что спокойному пребыванию Ирины Анатольевны и других горожан под сенью деревьев ничего не будет мешать.