«По сравнению с ними мы дисциплинированные водители!» — гомельский программист пересек Европу на мотоцикле

 
4774
13 октября 2014 в 9:36
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов, личный архив
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов, личный архив
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Гомельские мотоциклисты настырно прощупывают границы разрешенного. Упорно находят себе приключения, придумывают какие-то заведомо невозможные путешествия. Про организованный туризм они ничего не знают, а «all inclusive» произносят так, будто это что-то плохое. Мы писали о приключениях человека, который на «Минске» проехал 5 тыс. км через российский Кавказ. На сей раз другой гомельчанин отважился на авантюру несколько иного рода. Программист EPAM Сергей Нараленков взял на себя почетное обязательство преодолеть на стареньком мотоцикле 8300 км — но в западном направлении.

Сергей за рулем мотоцикла только второй сезон. Говорит, до этого пользовался автомобилями, но разочаровался в них. Теперь везде перемещается на Honda 2001 года выпуска. В межсезонье пересаживается на общественный транспорт. Впрочем, сколько того межсезонья: «С нынешними зимами может получиться, что только 31 декабря сезон и закрою. А 1 января открою следующий».

Идею путешествия по западной Европе родные Сергея и многие коллеги восприняли с тревогой. Мол, почему нельзя купить путевку, как делают нормальные люди? «Но так же неинтересно!» — Сергея воротит от туров для «нормальных людей».

План был простой: добраться до Испании, поплавать в Средиземном море и вернуться. Участвовать в поездке пожелали также четверо друзей Сергея — но в машине. Сразу зарядили лимит: по 1000 км между местами ночевки. (Уже в дороге поняли, что слегка переборщили, раза в два-три.) Заранее в интернете нашли и забронировали жилье в каждой точке: хостелы, съемные дома или квартиры. При этом старались держаться подальше от маршрутов, по которым строем водят туристов.

Уверенности в том, что старенький мотоцикл способен пережить такую авантюру, у Сергея не было. Конечно, дагестанские горки не сравнить с немецкими автобанами. И съемный особняк не даст тех ощущений, что палатка в пустыне. Но кто-то же должен испытать хваленые европейские дороги.

«Багажа получилось немного, — рассказывает мотоциклист. — Минимум личных вещей, пол-литра масла, звено цепи да два армейских сухих пайка на всякий случай. Все поместилось в кофр мотоцикла и рюкзак, каких-то специальных приспособлений для груза не потребовалось. Разве что ноутбук отдал в машину, чтобы уцелел в случае чего».

Стартовали из Гомеля в 7 утра 13 сентября. Первые 750 км маршрута обошлись без приключений. Ровно через 12 часов были в Варшаве. Тут безупречно выстроенный план и рухнул в первый раз: «Когда приехали в хостел, который заказали заранее, выяснилось, что там нас не ждут. В квартире уже кто-то поселился сразу на год. Впрочем, выяснилось, что проблемы такого рода в наши дни решаются довольно просто. Спросили, где „МакДональдс“, там Wi-Fi, нашли другой хостел, заселились. Еще и погулять по городу успели».

Ночь в скромных, но приличных условиях обошлась в €60 на пятерых.

Длинный перегон до немецкого городка Вайсенбург-ин-Байерн разочаровал. По Беларуси и то двигались быстрее. Автобаны сплошь в ремонтах, поток иногда замедлялся до 40 км/ч.

Готовясь к поездке, Сергей заранее настроился, что в просвещенной Европе будет ездить строго по правилам. Никаких бросков между рядов, никаких полетов. Ведь Беларусь, как известно, — это страна высокой культуры мотоциклизма. Здесь никогда не нарушают ПДД.

Всю Польшу белорусский программист терпел. Но в Германии понял, что немного погорячился: «По сравнению с ними мы действительно дисциплинированные водители! Там местные, похоже, вообще не в курсе, что надо двигаться в своем ряду, — строго между машин или по обочине стараются объехать. Летчики те еще! При этом чем дальше на запад, тем доброжелательней к мотоциклистам относятся водители машин. Не затирают, не злятся, еще и подвинутся, чтобы ты проехал. Что-то подобное я видел в Москве».

Семейная пара, у которой белорусы заблаговременно забронировали этаж дома, встречала гостей, как родственников, которых не видела сто лет: «Ужином нас накормили просто так, от избытка чувств. Угостили пивом каким-то самопальным… Немцы вообще на нашем пути были самыми гостеприимными. Опять же общаться с ними просто, английский знают почти все».

Расходы на проживание с завтраком (плюс бонусный ужин) здесь составили по €16 с человека.

Кстати, в очередной раз подтвердилось, что уже в Германии некоторые не подозревают о существовании Беларуси. В лучшем случае считают ее чем-то вроде России. В дальнейшем пришлось довольно активно использовать конструкцию «Belarus is a country between Poland and Russia». Некоторые все равно не верили, что есть жизнь «битвин», тогда в ход шел навигатор: «Ну вот же, Беларусь».

«На самом деле сложилось впечатление, им наплевать: ну есть какая-то Беларусь, замечательно, поулыбались вежливо и через минуту забыли, — Сергей не питает иллюзий относительно способностей европейцев к политической географии. — Просто их совсем другие проблемы волнуют, не то что нам показывают в новостях».

Австрию путешественники пролетели транзитом. Сергей говорит, что тамошние водители, пожалуй, единственные, кто скрупулезно соблюдает правила. Прямо как белорусы: «Написано скорость 110 км/ч — он будет ехать ровно 110. Зато поляки, немцы, французы, итальянцы, испанцы на мотоциклах — те джигиты один другого хлеще. В Париже про ограничения скорости не в курсе. Если висит знак „30“ — будет лететь под сотню и еще сигналить, чтобы пропустили. На скоростных дорогах дистанцию держать не любят, едут впритык друг к другу. И, кстати, живых „гаишников“ или полицейских вообще я видел за всю поездку от силы один раз, в кустах там никто не сидит. А где камеры, все и так знают».

Планируя маршрут, гомельчане избегали платных дорог. Скоро выяснилось, что это серьезно влияет на скорость: «Если с мотоциклом еще попроще, то машина постоянно застревала. Дороги узкие, извилистые, не обгонишь, не разъедешься. 100 км три часа ехали. Да и навигатор там бесплатные дороги плохо знает, несколько раз уводил не туда. „Навителу“ особое спасибо: я три раза через один и тот же тоннель кругами проехал, пока в нужный поворот не попал. Если в СНГ этот навигатор чувствует себя хорошо, то в Западной Европе теряется. Зато, как выяснилось, iGO ведет четко, не ошибается. В общем, никуда мы не делись, пришлось выбираться на платные трассы. В Италии, кстати, они дороже всего — за 300 км я отдал €22,5».

Много полезного этнографического опыта Сергей приобрел, когда пытался пользоваться банковской картой: «На заправке в Италии минут 20 я уламывал банкомат принять мою карточку Visa Electron. Не убедил. Принялся звонить в службу поддержки — оказалось, что в этой стране не так-то просто найти кого-то, кто понимает английский. В конце концов пришел какой-то человек, разобрал половину банкомата, что-то там сделал — заработало. Вообще, надо иметь в виду, что карты Gold и Classic принимают практически везде. Electron — только в крупных магазинах и далеко не на всех заправках».

До цели маршрута — испанского города Бадалона — белорусы добрались на четвертые сутки. К слову, трехкомнатная квартира с кухней и верандой в особняке обошлась компании в €660 за 10 дней.

В промежутках между купаниями в море Сергей успевал удивляться местной мотоциклетной инфраструктуре и обычаям: «Там в маленьком городке вроде нашей Ветки мотомагазинов может быть больше, чем во всем Гомеле. Ну это и понятно, ведь мотоциклов и скутеров у людей в разы больше. А еще они при своей-то манере езды практически все пренебрегают защитной экипировкой. Катаются в шортах, майках да шлепанцах».

В Беларусь возвращались другим маршрутом.

Посмотрели Париж и со всех сторон пощупали самый высокий в Европе мост. Испытали возможности своих транспортных средств на «безлимитных» дорогах в Германии. Выяснилось, кстати, что предел мотоцикла — 180 км/ч.

Поездка показала, что путешествовать таким образом вполне возможно даже для не слишком опытного мотоциклиста. По крайней мере, это гораздо интересней, чем автобусом или самолетом. Главное — свобода и возможность проникнуть в те места, куда не водят туристов. Разве что переезды надо устраивать покороче, чтобы было время на «проникновение».

Бюджет с проживанием, едой, бензином и платными дорогами для Сергея составил около $2000.

«По гостеприимству и адекватности цен лучшими оказались немцы, — резюмирует программист. — Хуже всего знают английский французы. Чем дальше на запад, тем доброжелательней водители, безумней мотоциклисты и меньше знают про Беларусь. Если ехать летом с палаткой и останавливаться в кемпингах, то вряд ли это обойдется дешевле, чем ночевки в хостелах. А что касается возможных проблем, то все они решаемы».

Серьезных поломок в дороге не случилось, старый мотоцикл вел себя на удивление прилично. В одном случае из-за падения была погнута ручка тормоза — ее Сергей купил и поменял на месте. С планами будущих поездок еще предстоит определиться: Сергей выбирает между севером, югом и востоком.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by