Так уж повелось, что в нашей стране воспитатель — профессия традиционно женская. Встретить в учреждениях дошкольного образования мужчину (если только он не сторож или не папа, пришедший за своим ребенком) — большая редкость. Гендерные стереотипы и низкая заработная плата — основные причины, по которым представители сильного пола не спешат осваивать педагогическую нишу. С ними не согласен Сергей Гацко — единственный на Гомельщине мужчина-воспитатель. Мы встретились с «усатым нянем» и узнали, зачем ему все это.
Деревня Давыдовка расположена всего в паре километров от городка нефтяников. Но Сергея Александровича, в прошлом нефтедобытчика, буровые давно не манят.
В семидесятых он успел освоить, пожалуй, самые мужские профессии: сначала оператора по добыче нефти и газа, а затем строителя, — но нашел себя в абсолютно противоположном.
«Может быть, я человек советской закалки, но считаю, что незачем даже за большие деньги делать работу, которая не нравится. Если дело, которым занимаешься, не по душе, то и получаться ничего не будет. Так и у меня было, пока в 28 лет мне не предложили работать пионервожатым, потом — педагогом-организатором в школе. Понравилось. Да так, что в 1992 году решил поступать в Гомельское педучилище. Окончил его, кстати, с красным дипломом», — рассказывает о терниях своей профессиональной деятельности воспитатель высшей категории Сергей Александрович.
Давыдовский детский сад посещает 28 детей из самой Давыдовки и еще семи прилегающих к ней деревень. В саду всего две группы, обе разновозрастные. У Сергея Гацко — старшая. В ней детишки от четырех до шести лет. Пять дней в неделю с 8:00 до 18:30 Сергей Александрович их кормит, одевает, выводит на прогулку, обучает и воспитывает. И так уже 17 лет.
«Если бы мне не нравилось, я бы давно ушел. Не знаю, как это объяснить, но это мое», — лаконичен в своих комментариях воспитатель.
Заведующая детсадом Галина Конопляник признается: когда пришла на свою должность и увидела в группе мужчину, была немного удивлена. Теперь же не нарадуется на подчиненного: «У него хорошая фантазия, все занятия проходят интересно и живо. Кроме того, я никогда не слышала, чтобы наш Александрович повышал на детей голос, при этом с дисциплиной в группе полный порядок».
Малыши и в самом деле слушаются своего воспитателя с полуслова. Вот возникла небольшая потасовка в районе импровизированного детсадовского магазина. Мальчики не поделили конструктор.
Сергей Александрович, словно боксеров на ринге, разводит раскрасневшихся участников конфликта в противоположные углы группы, садит на стульчики и тихонько, почти шепотом просит передохнуть. Долго отдыхать малыши не могут, поэтому уже через три минуты как ни в чем не бывало они встречаются в центре группы на ковре. От былой обиды друг на друга у детей не осталось и следа. А ведь воспитатель для этого ничего такого вроде бы и не сделал.
Педагог раскрывает свои профессиональные секреты, достойные дидактического трактата: «Во-первых, все свои проблемы нужно оставлять за порогом сада. Срываться на детях из-за плохого настроения или самочувствия недопустимо. Во-вторых, их нужно все время занимать. Плохо ведут себя дети от недостатка внимания. Но ко всем нужен свой подход. Кто-то, к примеру, любит пошалить, тогда я с ним больше балуюсь, кто-то любит музыку — мы поем. В-третьих, к ним нужно относиться как к своим. Говорят, что любить чужих детей сложно. Мне — легко. Ведь с 90% детсадовцев мы либо соседи, либо родственники. Ну как тут можно плохо друг к другу относиться?»
Кстати, в угол своих воспитанников Сергей Гацко не ставит. Не потому, что послушные. По мнению воспитателя, мера эта — совершенно бездейственная: «Для современных детей угол — это не наказание, а проявление внимания и уважения со стороны взрослого. Они при этом чувствуют себя героями».
Пока разговариваем с воспитателем, постоянно приходится повышать голос. Синтез самых разнообразных звуков: от детского смеха до скрежета игрушечных колес по деревянным половицам — неподготовленному уху усвоить непросто. Но для Сергея Александровича это рабочая обстановка. И лишь когда количество децибелов явно превышает допустимый уровень, он спокойно, но требовательно просит «сделать тишину». Дети на десять секунд замолкают, а затем все повторяется вновь.
Драгоценными минутами покоя воспитателю можно насладиться лишь во время тихого часа или занятий. Которые, кстати, проходят на белорусском языке, ведь детей готовят к школе, а в Давыдовке она белорусскоязычная, одна из немногих в стране, где все предметы преподаются на «роднай мове».
Работая на полторы ставки, за свой труд Сергей Александрович получает 5 млн. Говорит, что на жизнь не в обиде, ведь в Давыдовке такие зарплаты не у всех.
«Усатый нянь» искренне недоумевает, почему появление в детсадовской группе мужчины у некоторых до сих пор вызывает замешательство.
«Ведь никто не удивляется, когда видит женщину — строителя или водителя?» — натягивает на ухо пятилетнему Юре шапку воспитатель. Когда-то давно, когда еще работал в школе, он воспитывал Юриного папу. За повседневными рабочими буднями Сергей Александрович и не заметил, как в группу пришли дети его бывших детсадовцев.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by