Машины-раритеты: мы поинтересовались происхождением необычных автомобилей на службе милиции

 
7263
27 октября 2014 в 8:33
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов, автор, пресс-служба УВД Гомельского облисполкома
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов, автор, пресс-служба УВД Гомельского облисполкома

На праздники гомельская Госавтоинспекция любит щегольнуть старорежимным транспортом. А заодно и формой времен «оттепели». Как ни крути, советские гербы смотрятся модно! Именно у местной ГАИ на вооружении стоят несколько транспортных средств, которые неизменно вызывают удивление и восторги. Смотрятся эти механизмы порой экзотично рядом с мощными и богатыми Chrysler и служат фоном для протокольных «селфи».

Кто сказал «горбатый»?

Этот «Запорожец» при каждом появлении на публике неизменно вызывал приступы умиления, с ним даже собаки заигрывали. Редкое массовое мероприятие обходилось без него. Машина заводится и может самостоятельно двигаться — по крайней мере, могла до недавних пор. Но в последнее время ЗАЗ перестал появляться на людях.

Разумеется, это не штатная машина житковичской милиции. Хотя многие верят. Это, скорее, частный имиджевый проект фанатов организации. Но работает «как настоящий». Говорят, когда «Запорожец» вывозили и ставили рядом с трассой, автомобилисты сначала на всякий случай сбрасывали скорость, потом улыбались.

Формально это все еще ЗАЗ-965, но, очевидно, донорские органы не исчерпываются колпаками.

Насколько известно, сейчас машина стоит где-то в гараже. И с хозяином там все непросто. В областной ГАИ говорят, что готовы поспособствовать возвращению этого «фан-арта» из небытия.

«Волга» районного масштаба

Знаменитая «Волга» на постаменте в Хойниках всякий раз приводит в восторг иностранцев, которые посещают расположенный рядом отдел по гражданству и миграции. Люди забывают, зачем пришли. Здесь и стремительные линии, и приятная расцветка. И клиренс, на который не стыдно смотреть.

Как известно, каждый гость райцентра обязан отметиться у этой машины и быть готовым по первому требованию предъявить подтверждающую фотокарточку.

На случай необходимости экстренного фото неподалеку также предусмотрен обязательный для белорусских городков танк.

На самом деле хойникский ГАЗ-21 никогда не служил в ГАИ (как и танк — не воевал). Да и в милиции вообще. Это штатский автомобиль. Теперь, наверное, уже и не установить точно его предыдущего хозяина и возраст. Известно, что машины этой модификации выпускались с 1962 по 1970 год.

Начальник районной ГАИ Владимир Талюк рассказал, что пять лет назад вся эта красота представляла собой полуразвалившийся ржавый кузов. Подобрали, отчистили. Недостающие элементы собирали где могли. Соединяли, сверяясь со старыми фотографиями. А в 2010-м ко Дню независимости и презентовали то, что получилось.

«Конечно, было бы здорово восстановить машину, чтобы поехала. Но удовольствие это недешевое», — остается реалистом начальник районной ГАИ.

Вообще-то, этому памятнику нужна серьезная реставрация. У местной милиции на нее просто не хватит денег и технических возможностей.

«Копейка» вместо рыбы

Говорят, когда однажды в Калинковичах на городском празднике во главе колонны из штатных милицейских Opel внезапно появилась эта «копейка», вся в гербах да мигалках, она произвела немалый фурор.

В городе она обосновалась благодаря тогдашнему начальнику районной ГАИ Александру Миронову: «Как-то пришло распоряжение: в рамках мероприятий по благоустройству территории надо установить малую форму. В виде рыбы… Елки-палки, какая рыба?! Ну я и предложил: а давайте поставим „копейку“. Тут еще дело в том, что, когда Чернобыль бахнул, наши милиционеры уехали туда как раз на такой машине. Она уже не вернулась. Так что эту машину можно считать памятником тому ВАЗу.

Как раз один из наших дружинников согласился отдать свою неисправную машину. Ее и оформили в соответствии с советскими нормативами. Первое время планировали использовать исключительно в качестве малой формы. Но потом не выдержали. Представили, как круто было бы поставить машину на ход, — и поставили».

До недавних пор «копейка» аккуратно посещала День города, «Зов Полесья», «Дожинки», прочие мероприятия. Теперь по возрасту ей трудновато слазить с пьедестала и карабкаться обратно. Но в ГАИ утверждают, что теоретически машина все еще может ездить.

Прошлое за «Уралом»

Перед дежуркой в облуправлении ГАИ красуется советский «Урал». Вообще-то, штатный вариант — с коляской, но в данном случае из-за нехватки места ее убрали.

Командир батальона ДПС областной ГАИ Владимир Дробышевский ездил на таком в начале восьмидесятых. Это сейчас экипажи в основном на автомобилях, а если уж мотоцикл — то BMW. Тогда многие милиционеры, работающие в поле, перемещались на «Уралах».

На вооружении дерзких мотоциклистов времен застоя стояли в основном «Явы» и «ЧеЗеты». Дробышевкий говорит, что как раз их «Урал» догонял легко. Все, что написали на спидометре, выдавал честно.

Да и по иным оперативным надобностям (с учетом состояния дорог) этот мотоцикл был лучшим из того, что произвели советские конструкторы. При необходимости в коляске удобно размещался и пристегивался наручниками задержанный.

Полесский джип

Про этот автомобиль мы уже рассказывали. В областной Госавтоинспекции то ли в шутку, то ли всерьез уверяют, что машина может пройти государственный техосмотр. Просто не очень хочется.

«Иван-Виллис» был установлен у здания ГАИ летом 2013 года. Это самая старая милицейская машина в Беларуси, стоящая на постаменте.

Дату выпуска конкретно этого ГАЗ-67 выяснить невозможно, поскольку собирали его опять же из кусков. Считается, что такие машины производили на заводе имени Молотова с 1943 по 1953 год.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

/ Теги: ГАИ