В политехе студенты учат жизни роботов. На очереди «умный» светофор

 
2241
18 декабря 2014 в 13:01

Четыре года назад в универси­тете имени Сухого пе­дагоги и студенты реши­ли создать робота. К реализации идеи пришли не сразу. «По пути» сконструировали массивного Яшу на колесах, его более совершенных летающих и шагающих «потомков», освоили китайские конструкторы. Учат «питомцев» полезным функциям, например отличать апельсин от лимона. О достижениях гомельских роботостроителей рассказывает еженедельник «Советский район».

— Изначально мы ак­тивно занимались созда­нием интеллектуальных систем. Писали програм­мы для анализа изобра­жений. Потом эти нара­ботки эволюционирова­ли в системы распозна­вания и классификаторы. Компьютер мог, например, отличить ручку от чашки. Со време­нем попробовали при­менить это программное обеспечение в робототех­нике, — вспоминает заведующий кафедрой ин­формационных техноло­гий Константин Курочка.

Студенты заинтересо­вались. Работа над пер­вой машиной длилась пару месяцев. Яшу собирали из подручных материа­лов — детского конструк­тора и старого пласти­ка. Раму сварили из алю­миниевых уголков. В ка­честве электродвигате­лей для шасси исполь­зовали стеклоподъемни­ки от «Жигулей». Пита­ются они от автомобиль­ного аккумулятора. Ко­леса позаим­ствовали от какой-то те­лежки. Глаза смастерили из недорогих веб-камер, оснащенных дополнительными приводами, — «зрачки» могут двигаться в разных на­правлениях.

— Это относительно простое изделие предна­значается в первую оче­редь для обучения студен­тов и решения задач, связанных с автоматизаци­ей, — уточняет Констан­тин Курочка. — В некази­стой с виду машине уста­новили не только видео­камеры, но и большое ко­личество дат­чиков: гироскопических, ультразвуковых и измеря­ющих углы наклона.

Сердцем машины стал микрокон­троллер, программное обеспечение для которого студенты написали сами. Программа универсаль­ная, работает и на млад­ших «братьях» Яши. Сейчас он может са­мостоятельно двигаться, объезжать препятствия, находить выход из помещения. Студенты не перестают экспери­ментировать, поэтому ме­ханизм постоянно совер­шенствуется.

Последо­вавшие за Яшей изделия не такие массивные. Некоторые сдела­ны из старых принтеров.

Сейчас студенты прак­тически отказались от полностью самодельных роботов. В Китае производят недорогие конструкторы для изготовления робо­тов. Про­цесс сборки напоминает конструирование в Lego.

— Такие роботы идеаль­но подходят для сорев­нований по робототех­нике, — поясняет за­ведующий кафедрой.

За несколько лет в ла­боратории кафедры собрался целый парк робо­тов. В том числе есть летающие, гоночные...

Китайская электроника не отличается надежно­стью. Но конструкторы про­должают закупать их: во-первых, недорого, во-вторых, электронику made in China можно перепрограммировать.

— А это — шага­ющий робот-паук. Его со­бирают и программируют студентки 3-го курса, — де­монстрирует очередную поделку Константин Курочка.

«Полуфабрикатных» роботов в Беларуси не производят, хотя материаль­ная база для этого есть на ряде пред­приятий.

Сейчас студенты по­литеха работают над не­сколькими проектами, связанными с роботами. Например, одну из машин учат распознавать растения. Пока «ученик» практикуется на цитрусо­вых и уже научился отли­чать апельсин от лимона.

Еще один проект — программное обеспечение для интел­лектуальных светофо­ров. С помощью мини­мального количества видеокамер и специальной программы светофор бу­дет фиксировать интен­сивность транспортно­го потока и количество пешеходов, ожидающих зеленый сигнал. Бета-версия програм­мы уже написана, сейчас ее совершенствуют.