Четыре года назад в университете имени Сухого педагоги и студенты решили создать робота. К реализации идеи пришли не сразу. «По пути» сконструировали массивного Яшу на колесах, его более совершенных летающих и шагающих «потомков», освоили китайские конструкторы. Учат «питомцев» полезным функциям, например отличать апельсин от лимона. О достижениях гомельских роботостроителей рассказывает еженедельник «Советский район».
— Изначально мы активно занимались созданием интеллектуальных систем. Писали программы для анализа изображений. Потом эти наработки эволюционировали в системы распознавания и классификаторы. Компьютер мог, например, отличить ручку от чашки. Со временем попробовали применить это программное обеспечение в робототехнике, — вспоминает заведующий кафедрой информационных технологий Константин Курочка.
Студенты заинтересовались. Работа над первой машиной длилась пару месяцев. Яшу собирали из подручных материалов — детского конструктора и старого пластика. Раму сварили из алюминиевых уголков. В качестве электродвигателей для шасси использовали стеклоподъемники от «Жигулей». Питаются они от автомобильного аккумулятора. Колеса позаимствовали от какой-то тележки. Глаза смастерили из недорогих веб-камер, оснащенных дополнительными приводами, — «зрачки» могут двигаться в разных направлениях.
— Это относительно простое изделие предназначается в первую очередь для обучения студентов и решения задач, связанных с автоматизацией, — уточняет Константин Курочка. — В неказистой с виду машине установили не только видеокамеры, но и большое количество датчиков: гироскопических, ультразвуковых и измеряющих углы наклона.
Сердцем машины стал микроконтроллер, программное обеспечение для которого студенты написали сами. Программа универсальная, работает и на младших «братьях» Яши. Сейчас он может самостоятельно двигаться, объезжать препятствия, находить выход из помещения. Студенты не перестают экспериментировать, поэтому механизм постоянно совершенствуется.
Последовавшие за Яшей изделия не такие массивные. Некоторые сделаны из старых принтеров.
Сейчас студенты практически отказались от полностью самодельных роботов. В Китае производят недорогие конструкторы для изготовления роботов. Процесс сборки напоминает конструирование в Lego.
— Такие роботы идеально подходят для соревнований по робототехнике, — поясняет заведующий кафедрой.
За несколько лет в лаборатории кафедры собрался целый парк роботов. В том числе есть летающие, гоночные...
Китайская электроника не отличается надежностью. Но конструкторы продолжают закупать их: во-первых, недорого, во-вторых, электронику made in China можно перепрограммировать.
— А это — шагающий робот-паук. Его собирают и программируют студентки 3-го курса, — демонстрирует очередную поделку Константин Курочка.
«Полуфабрикатных» роботов в Беларуси не производят, хотя материальная база для этого есть на ряде предприятий.
Сейчас студенты политеха работают над несколькими проектами, связанными с роботами. Например, одну из машин учат распознавать растения. Пока «ученик» практикуется на цитрусовых и уже научился отличать апельсин от лимона.
Еще один проект — программное обеспечение для интеллектуальных светофоров. С помощью минимального количества видеокамер и специальной программы светофор будет фиксировать интенсивность транспортного потока и количество пешеходов, ожидающих зеленый сигнал. Бета-версия программы уже написана, сейчас ее совершенствуют.