Распродажа районного масштаба: как проходит «Ночь скидок» в глубинке

 
2099
30 декабря 2014 в 22:58
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов

Финансово грамотный и смекалистый потребитель нынче обязан деловито метаться между Клинцами, Черниговом, «Акрополисом» и ЦУМом, на ходу вычисляя курс. Необходимо куда-то бежать с плазмою под мышкой, кого-то опережать, быть на острие атаки. Распродажа в Минске — это всегда веселье и задор. Домовитая столица вряд ли знает, что может быть иначе. Вчера Белкоопсоюз затеял «Ночь скидок» в своих магазинах по всей стране. Большинство из них находится в глубинке. А «Ночь скидок» в небольшом, спокойном и до боли «социально ориентированном» райцентре — явление из совсем другой жизни.

— Вот мы только едем, а там, может, уже магазин смели... — бормочет и ерзает фотограф Фролов, злится, что пропустил все самое интересное.

Мы направляемся за местным колоритом в буда-кошелевский «Меридиан». Когда-то это был большой и самый пустынный в мире универмаг. Недавно у него сменился собственник. Пару месяцев назад, к областным «Дожинкам», магазин реконструировали, на городской манер расставили товары. Теперь это торговый центр.

«Ночь скидок» продлится с 17:00 до полуночи. На все продукты в «Меридиане» определена скидка в 5 процентов, на технику — 10. Налетай.

К нашему прибытию магазин еще цел. Толпы, пришедшие на «Ночь скидок», не слишком велики.

В этом как раз и состоит местная специфика. Население городка Буда-Кошелево — 9,5 тысячи человек. Через иной городской магазин за несколько часов проходит в разы больше. Здесь другой темп жизни, другие интересы. Другие доходы. И люди ничего не знают про судорожную тактику «хватай и беги».

Продукты, согласно инструкциям маркетологов, расположены на первом этаже. Пока не пробьет полночь, на кассах будут отнимать 5 процентов от каждого чека. При этом — никаких переполненных тележек, никакой давки у кассы. Несколько человек бродят вдоль прилавков, разглядывают кефир. В корзинках особых разносолов не замечено.

— Обязательно сфотографируйте наши медали. И вот эти картины из теста! — кооператоры гордятся своей выпечкой, мясными изделиями. Как раз к «Ночи» подготовили дегустацию с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Алина Глушак — первокурсница Витебского медуниверситета, приехала домой на праздники. Против таких акций не возражает, но не считает это поводом скупать все вокруг себя. Неторопливо изучает прилавки.

— Послушайте, но ведь скидки же — а где толпа?

— Ну... — Алина обводит взглядом торговый зал. — По местным меркам это уже она и есть.

Второй этаж, отведенный под технику, одежду и все остальное, тоже не ломится от покупателей. Под умиротворяющую музыку несколько человек рассматривают полки.

Кстати, накануне, 20 декабря, здесь уже провели «Ночь скидок» — понравилось. Исполняющий обязанности директора Гомельской универсальной базы (ей принадлежит «Меридиан») Андрей Жданов говорит, что оборот второго этажа за несколько часов получился в 7 раз выше, чем за обычный день.

— В первую «Ночь» большинство уже купило все, что было нужно, поэтому сегодня оборот будет, наверное, поменьше, — прикидывают продавцы. — Но смотрите, прошло всего часа полтора с начала акции, а мы уже наторговали на 40 миллионов. Это раза в четыре больше, чем в обычный день. И выбор у нас нормальный. Когда был этот ваш ажиотаж, из Гомеля приезжали: там не смогли нужную модель стиральной машины найти, а у нас есть!

— Все есть, все нравится, спасибо руководству, — покупательница у кассы флегматично перечисляет переполняющие ее чувства. Бурно реагировать на жизнь тут, похоже, не принято.

— Вот приобрела миксер, будет брату подарок на Новый год, — выдала все тайны декретница Маргарита. — Купила бы и так, а тут как раз скидка, выгодно получилось.

Позже нас научили, как неспешно и плавно происходит приобретение товара с учетом «Ночи скидок». Надо заранее, еще днем, прийти, поздороваться. Выбрать стиральную машину или фен за 99 900, прицениться. Долго считать что-то в столбик на бумажке. Уйти. А вечером, как включится скидка, спокойно вернуться и заплатить.

С отечественным ассортиментом тут, похоже, все в порядке. Из 12 телевизоров 9 — «Горизонты». На каждой третьей стиральной машине наклейка «Продано».

Вдоль стеночки построились белорусские холодильники. Ищем в интернете модель, которая здесь стоит 5 643 800 (минус 10 процентов). На сайте «Атланта» значится 5 800 000.

— Во, а на разницу можно на первом этаже что-нибудь купить, отметить, — радуются потенциальные пользователи.

...Тем временем в 50 километрах от «Меридиана» бурлит другая жизнь. Перед гомельскими гипермаркетами негде поставить машину, и люди нервничают из-за нехватки продуктовых тележек.