Мы уже показали вам, какой обманчивой может быть наружность гомельских домов. За красивой оболочкой порой скрывается разруха, а за безликим фасадом — наоборот, шикарный дворик времен массовых репрессий. В некоторых местах законы геометрии противоречат сами себе... На этот раз мы внезапно поищем оборонные объекты. Они вроде и не секретны, но вы можете много лет прожить рядом и не подозревать об их существовании. Иногда разглядеть их можно только с изнанки.
Дом №8 на Крестьянской снаружи выглядит чинно и благопристойно. Никто не заподозрит, что это приличное с виду послевоенное строение чересчур предрасположено к труду и обороне.
Если пройти через бывшие ворота и завернуть за угол, мирная постройка с красивостями превращается в грозный оборонный объект, готовый к долгой и героической осаде.
Башня ПВО устроена так, что ни при каких условиях не видна с улицы.
Редкие местные жители на мои вопросы пожимали плечами. О предназначении башенки рискнул высказаться только один немолодой мужчина, появившийся во дворе. Судя по взгляду, странное сооружение на своем доме старожил разглядел впервые. Но быстро совладал с чувствами и уверенно сообщил:
— Это чтобы белье там сушить.
Надземные постройки — лишь малая часть айсберга.
На примере дворовых построек времен развитого социализма можно наблюдать любопытный эффект: кирпичи раскрошились, а раствор остался.
Что касается башенок ПВО, то мода на них возникла до войны и продолжалась некоторое время после, до развития иных средств наблюдения за небом. Важный элемент таких сооружений — открытая круговая площадка. Когда-то на ней находился наблюдатель, который должен был сигнализировать о приближении вражеских бомбардировщиков, а также указывать, куда упали зажигательные бомбы. Здесь же мог быть ревун, чтобы подавать сигнал тревоги. Пригодились ли эти сооружения Гомелю, неизвестно.
Грех не побывать в такой башенке. С согласия администрации 11-й школы поднимаемся наверх.
Здание построено в 1953-м. То есть тогда еще такие средства ПВО считались актуальными. Кстати, неподалеку, на Комсомольской, 3, находится здание-близнец, построенное по такому же проекту (там сейчас располагается училище олимпийского резерва). Так вот, на нем башни нет.
Восемь граней башни здесь точно сориентированы по сторонам света и размечены изнутри — по румбу на угол. Здорово, что сохранилась аутентичная разметка.
Примерно такой вид открывался перед сигнальщиком (если исключить высотки).
Напомним, неподалеку сохранилась еще одна похожая башня — на жилом доме №31 по проспекту Ленина. С проспекта она не видна.
Теперь большинство и не знает, что это за штуки на крыше. Но догадываются: «пожарная каланча», «обсерваторию хотели сделать», «просто для красоты»... В 11-й школе дети, ехидно хихикая, заверили, что это домик для карлсонов.
Партия башенок имеется в Новобелице. Но не все они имеют отношение к оборонке. Знаменитая башня со шпилем на послевоенном доме №26 по улице Ильича как раз для красоты и «карлсонов».
Изнанка здесь вполне колоритная, с обязательной отдушиной бомбоубежища
Зато 2-я школа и мясокомбинат укомплектованы как раз для борьбы с воздушными целями.
***
В Гомеле еще остались колоритные изнанки и невидимые невооруженным взглядом красоты. Проект продолжается. Если у вас есть на примете подходящие объекты, дайте знать.
Изнанки красивых зданий: ищем искривления пространства и секретные дворы
Фасад — изнанка: узнаем, кто поселился в офисе «пожарников», и заглянем за Дом коммуны
Когда изнанка красивее фасада: изучаем потайные места Гомеля
Разглядываем изнанки красивых фасадов: угол Советской — Ланге в ретроспективе и немного духовности
Фасад-изнанка: мы разглядели «невидимую» башню и современные «бородавки» на старых стенах
Фасад и изнанка: мы взглянем на красивые городские здания с тыльной стороны.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by