Народная любовь: мы побывали в гостях у сценариста «Сватов» и узнали, как создается популярный сериал

 
9436
12 января 2015 в 9:00
Автор: Елена Николаева. Фото: Глеб Фролов
Автор: Елена Николаева. Фото: Глеб Фролов

Летом украинская студия «Квартал 95» планирует приступить к съемкам седьмого сезона любимого многими телесериала «Сваты». Но мало кому известно, что один из сценаристов народного кино — наш земляк Андрей Ильков. Живет он в Жлобине. Здесь же придумывает и многое из того, за чем потом с упоением следят миллионы телезрителей. Оnliner.by побывал в гостях у знаменитого сценариста.

— Вы позвонили, а дома ничего нет, и жена в отъезде. Ну я ноги в руки и побежал за угощениями. Проходите, сейчас я вас вкусным чаем напою, — с порога огорошил гостеприимностью хозяин квартиры.

Такой же простой, добродушный, уютный, точь-в-точь как герои «Сватов», Андрей Ильков тут же усадил за огромный стол, уставленный тарелками с конфетами и фруктами.

— С чего начиналась ваша карьера сценариста?

— Все началось в Гомеле, где я учился в БелГУТе на инженера-электрика. Еще в конце девяностых играл в КВН и писал шутки для команд, в частности для известной всем команды БГУ. Потом была работа над сценариями развлекательных программ, различных скетчкомов. А в 2007-м меня пригласили в «Квартал 95» к Владимиру Зеленскому. Сначала мы написали сценарии для телепрограмм, проект «Призраки», который позже превратился в комедийный сериал «Небесные родственники», затем сценарий к фильму «Любовь в большом городе». А потом пришел режиссер Андрей Яковлев и сказал, что у него имеется идея «телемувика» с очень простым сюжетом, где есть бабушки и дедушки (одни городские, другие деревенские), которые постоянно борются за внучку. Ну мы сели и через два часа придумали все основные повороты сюжета. Так появились «Сваты». Первые две серии написали за полтора месяца.

— Как обычно создаются сценарии для «Сватов»?

— Да по-разному бывает. Работает целая группа — сейчас это Алексей Жиленков, Андрей Авсеюшкин, Алексей Жук, Андрей Нестеров и, конечно же, Андрей Яковлев. Собираемся и сначала придумываем синопсис — общую идею серии. Потом поэпизодник, затем занимаемся прописью диалогов. Но это такая упрощенная схема. На самом деле всяческие находки придумываются постоянно. Разграничений, кто за что отвечает, в команде сценаристов особо нет.

— На носу уже седьмой сезон. И нужно сказать, что зритель с нетерпением ждет новых серий. Как вам удается столько времени снимать кино, которое не надоедает?

— Сами не понимаем. Но народная любовь делает свое дело. А если серьезно, то очень сложно. Ведь зрителя нужно постоянно удивлять, нельзя повторяться. У нас же все завязано на человеческих отношениях, герои у нас одни и те же, с одними и теми же характерами и привычками. И получается, что мы уже все перебрали. Они уже у нас ругались, влюблялись, разводились… Единственное, измены не было. И не будет. Мы снимаем семейный сериал, и эта тема не приветствуется. Считаем, что даже через комедию нужно пропагандировать здоровые семейные ценности.

— А есть любимые серии?

— Третий сезон любимый. Он свежий. Все отношения еще не испробованы, не избиты… Тогда у всех героев все еще было хорошо…

— …но потом, как бывает в жизни, начались проблемы?

— К четвертому сезону у нас начались серьезные проблемы с Анатолием Васильевым (Юрий Анатольевич). С ним было невероятно сложно работать всем: от режиссера до костюмеров. Мы вроде бы и понимали, что он скоро уйдет, и все равно, когда сообщили, что Анатольевича не будет, пережили шок. Нужно было что-то придумывать. Идея со смертью героя нам не нравилась, но выбора не оставалось. Помню, мне как раз попалась серия, где нужно было рассказать об этом. Было непросто. Потому что американский зритель к такому приучен. У них «Отчаянные домохозяйки» начинаются с того, что главная героиня, от лица которой ведется повествование всего сезона, в первых кадрах стреляет себе в голову и погибает, и в дальнейшем все происходящее за кадром озвучивает голос мертвой женщины. У них это нормально, они смеются над этим. У нас — нет. Поэтому пятый сезон выдался непростым. Во-первых, смерть Анатольевича, во-вторых, подросла и стала неуправляемым подростком-готом Женя. Потом Беркович, которого Ольга Николаевна ненавидела по сюжету, начинает какие-то чувства проявлять… Все перевернулось с ног на голову. Зритель тяжело это воспринимал. Помню, что во время премьеры творилось на форумах фанатов сериала. Люди просто негодовали: «Верните Анатольевича!», «Что вы сотворили с Женечкой?»… Но, с другой стороны, мы делаем кино про жизнь, а в жизни ведь тоже не всегда все легко да гладко.

— Случались ли форс-мажоры во время съемок?

— Мы нечасто присутствуем на съемочной площадке. За свою работу ответить могу: конечно, случались. Бывает, что завтра съемки, обо всем договорено, все арендовано, проплачено, а серия еще не написана. Так, к примеру, было с 15-й серией шестого сезона. Времени для написания сценария — одна ночь. А я концовку долго не мог придумать. Поэтому решил писать стихами, потому что понял, что шутками написать просто не успею…

— Получилось смешно. Кстати, не все зрители знают, ведь вы же еще и песни к сериалу пишете?
— Есть такое. К третьему и четвертому сезону заглавные и финальные песни писал. «Цветочек», «Где же ты был», «Армейская», «Сны» — к ним писал и тексты, и кое-где музыку. Хотя за музыку у нас отвечает замечательный композитор Саша Удовенко.

— Действие фильма происходит на территории нескольких домов. Они настоящие, жилые?

— Съемки проходят в основном в Украине, это Киев и его пригород. Да, это настоящие дома, в которых живут обычные украинцы. Кстати, они за аренду получают немалые деньги. Видимо, поэтому иногда происходят странные вещи. Некоторые соседи, чьи дома не попали в кино, то ли из зависти, то ли из вредности начинают отчаянно безобразничать. Прямо во время съемок, к примеру, могут включить бензопилу.

— Герои сериала такие родные всем. У них есть прототипы? Вот, к примеру, известно, что у Ольги Николаевны фамилия как у вашей тещи — Ковалева. Это случайно?

— Моя теща совсем не похожа на Ольгу Николаевну. У нас в съемочной группе есть автор Юрий Микуленко. Его супругу зовут Ольга Николаевна, а фамилия до свадьбы у нее была Ковалева. Это по его просьбе мы назвали героиню именно так. А фамилию Будько предложил я. У меня был товарищ в институте — Сергей Будько. Так что да, можно сказать, что все из жизни. Наверное, в этом и успех нашего сериала.

— «Сваты» ведь не единственный ваш крупный успех как сценариста. Три года назад вышел сериал «Байки Митяя», который тоже уже не один раз показывали по многим каналам…

— О! «Байки Митяя» для нашей, белорусской, группы авторов, наверное, был любимым проектом! От написания мы получали огромное удовольствие. Уровень абсурда в нем намного выше, чем в «Сватах», и поэтому он ближе к КВНу. Отпустить мозг в свободное плавание было очень здорово!

Ну, а мысль сделать отдельный сериал с одним из героев «Сватов» (у американцев это называется спин-офф) пришла после четвертого сезона. Закадычный друг Ивана Будько — непутевый деревенский мужичок Митяй — получился очень колоритным персонажем! И с такой богатой фантазией, что для нее нужен был отдельный проект! И проект получился очень необычный. По крайней мере я подобных сериалов не видел. В каждой серии главный герой попадает в какую-то неприятную историю и, чтобы из нее выпутаться, начинает на ходу сочинять какую-то байку. И про что он там только не врал! И про то, как служил на секретном объекте и спас планету от ядерной войны во время Карибского кризиса. И про то, как предок Митяя избавил Русь от крепостного права. И про то, как сам Митяй в лаборатории выращивал боевых карасей. В общем, оторвались мы по полной! Ну и режиссер — Алексей Кирющенко — еще добавил отрыва на съемочной площадке.

— Многие из тех, кто добился профессионального и финансового успеха, стараются перебраться в мегаполисы, столицы… Слышали, «Квартал 95» предлагал вам даже квартиру в Киеве, но вы предпочли остаться в Жлобине.

— Жлобин — очень уютный город, хоть и не родной. Я родился в Красноярске, раннее детство провел в Крыму, в школу ходил в небольшой деревне Прибор под Гомелем. А Жлобин люблю за то, что здесь очень комфортно жить. Здесь все рядом, не нужно тратить время на эти безумные пятичасовые столичные пробки, всего за полчаса я могу из одной части города добраться в другую, причем пешком. К тому же в Жлобине созданы все условия для жизни, как в любом нормальном европейском городе. В общем, мне здесь нравится. И менять свою страну ни на какую другую я не собираюсь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by