Особенности национальной рыбалки: мы узнавали, зачем белорусы ради килограмма окуней рискуют жизнью

 
3860
09 февраля 2015 в 8:40
Автор: Елена Николаева. Фото: Глеб Фролов
Автор: Елена Николаева. Фото: Глеб Фролов

Плохо справляющаяся со своими обязанностями зима не смущает рыбаков. Ненадежно скованные реки для многих из них не повод отказываться от экстремального увлечения. Сотрудники ОСВОД пытаются объяснить потерявшим бдительность любителям зимней рыбалки, что лед сейчас очень коварен. В качестве аргументов приводят невеселую статистику: в прошлом году в стране провалились под лед и утонули 40 человек. В ответ на это рыбаки еще дальше отходят от берега. Мы попробовали понять, ради чего они так рискуют.

Из-под  тяжелого белоснежного покрывала выглядывает темно-синее стекло Сожа. Это хороший знак. Значит, лед здесь пока еще крепкий и относительно безопасный. Однако уже к середине реки он, беспощадно вымываемый течением, сходит на нет. И почему-то именно туда норовят попасть рыбаки.

— Да я саперную школу заканчивал, еще не так рисковал, не надо меня здесь учить, — неприветлив с ОСВОДовцами мужчина с щетиной боцмана. Азарт рыбака и уверенность в собственной непотопляемости загнали его на самую середину реки.

Но уже через несколько минут суровый боцман превращается в милейшего человека. Причина внезапной метаморфозы — ерш-носарь на крючке его зимней удочки.

Мужчина представляется Кузьмичом и как-то буднично признается: «Ну проваливался! И что здесь такого? Выбирался же!»

— Тут главное  — не паниковать, а быстро, пока не намокла одежда, выбраться на поверхность, — вступает в беседу его соратник, 72-летний Владимир Пименович.

Пенсионер уверяет, что знает реку и лед как свои пять пальцев. Сам вырос на Днепре и «рыбачить научился раньше, чем ходить». Владимир Пименович — в прошлом инженер и производит впечатление человека образованного. Но и у него при себе нет никаких средств самозащиты.

Когда слова и призывы заканчиваются, ОСВОДовцы переходят к наглядной агитации.

— Вот посмотрите, здесь 12 см, а вот здесь, через метр, уже только 5, — меряет толщину лунки начальник спасательного поста «Любенский» Сергей Понизович. — А еще через метр будет небольшая промоина, которую течением вымыло, снег припорошил сверху, и ее не видно, а станешь туда — все, пиши пропало, — рассказывает спасатель.

 

Откровенно говоря, Сергей и сам еще несколько лет назад был заядлым рыбаком. И неизвестно, чем бы все закончилось, не повстречай он на своем пути инженера по охране труда Гомельской областной организации ОСВОД Владимира Акулина.

— Я в то время начальником спасательного поста был, смотрю — рыбак посреди озера на первом тонком льду. Он еще тогда как раз щуку килограмм на 12 выловил и совсем забыл, где находится. Подхожу, начинаю объяснять, что нельзя здесь стоять, опасно. Он не уходит. Тогда я решил его штрафом напугать. И тут выяснилось, что он уже полгода без работы, ну я его и позвал к нам на станцию. Теперь  сам нарушителей на путь истинный наставляет, — вспоминает события трехлетней давности Владимир Емельянович. — А из той щуки я чучело сделал и на день рождения Сереге подарил.

Атаку на рыбаков продолжает начальник Новобелицкой спасательной станции Сергей Горицкий — бывший подводник, 13 лет отходил на знаменитом К-328 «Леопард». Уж он-то знает: вода ошибок не прощает.

— Неужели так сложно взять с собой на рыбалку веревку метров 10? Места много не займет, а себе и товарищам жизнь спасете, — обращается к рыбакам ОСВОДовец. У тех на лице улыбка, а во взгляде немая просьба: «Мужик, ну не мешай».

— А вашим коллегам совсем не до смеха было 25 декабря. Человек 30 рыбачили, один провалился, второй принялся его вытаскивать, так вдвоем и утонули на глазах у товарищей. Тоже ни у кого ни веревки, ни жилетов не было, — пытается повлиять на компанию Владимир Акулин.

В это время водолаз Станислав демонстрирует нехитрые приспособления, без которых на лед лучше не выходить.

В числе самых эффективных — так называемые «спасалки»:  веревка и пара альпинистских крюков (их могут заменить и два самых обыкновенных шила). С их помощью Станислав в считаные секунды оказывается на поверхности льда, а дальше — дело техники: перекатами и ни в коем случае не вставая на ноги он добирается до берега.

Также в трудную минуту могут пригодиться веревка, карабин и верный товарищ.

Еще одно средство самоспасения — жилет. Но рыбаки его открыто презирают.

— Мне он не нужен, я не рассчитываю провалиться, — заявляет пожилой рыбак.

— Так лед же сейчас! Зачем здесь жилет? — так ничего и не понял его коллега.

— Кому суждено утонуть, тот не сгорит, — фаталистически резюмирует третий. И рыбаки спешат к своим лункам.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. at@onliner.by