«В машине были утята, а ее увезли...» Репортаж со штрафстоянки

 
6571
10 февраля 2015 в 9:47
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов

Можно очень осторожно попытаться представить огорчение человека, который не нашел свой автомобиль там, где оставил. Хорошо, если в дежурке ГАИ сообщат, что машину увез эвакуатор. И вот этот огорченный человек отправляется на штрафную стоянку. Первыми о переполняющих автомобилиста чувствах во всех пикантных подробностях узнают местные контролеры. Мы побывали на площадке, куда доставляют добычу эвакуаторы, привозят после жарких погонь дерзкие «бэшечки», где годами дожидаются хозяев забытые машины.

Если вы не знаете, где в Гомеле штрафстоянка — и слава богу. Случайно сюда вряд ли заедешь, а специально незачем и стараться. Исторически этим неблагодарным и нервным бизнесом занимается предприятие «ГорСАП». Много лет назад площадку на Хатаевича, 29б, решили использовать под платную стоянку. Позже часть выделили под штрафников. Здесь, конечно, и происходит все самое интересное.

Два эвакуатора появились в Гомеле 5 лет назад. Принялись активно собирать нарушителей по улицам. Говорят, поначалу автолюбители от неожиданности реагировали бурно. А кто бы не реагировал?..

— Шлагбаум и вручную ломали, и машинами таранили, и на колючей проволоке — вон там — автолюбители висели, — вспоминает годы становления контролер Валентина Гербоносенко. — Бывало, перелезет человек через забор ночью, упадет в снег и бродит, ищет автомобиль. А потом на нем прорваться пытается. 

Иные наблюдали из мрака, выжидая подходящий момент для броска.

— Как-то выхожу — сидит на заборе, проволоку режет. Меня увидел — спрыгнул и наутек в гаражи...

Но это в прошлом. Нынче автомобилисты менее склонны к таким авантюрам.

Контролер Ирина Теселкина только отдежурила ночь:

— Три машины к нам привезли. Все за неправильную стоянку. Одну из них уже забрали — приходила замечательная молодая пара. Были очень рады, что машина у нас. На самом деле многие радуются, когда узнают, что не угнали.

Три — это немного. Бывало, и 25 за сутки доставляли. Спрашиваем, нравится ли такая работа. Улыбается:

— Ну как такое может не нравиться? На воздухе, с людьми...

Сложность в том, что люди, которых судьба привела сюда, могут быть весьма ранимы. Разумеется, умом все понимают, что с контролером стоянки спорить бесполезно. Не он принимал решение об эвакуации. Но душа рвется наружу. Тут важно не дать расплескаться эмоциям.

— Если пьяного поймали за рулем, то машину привозят к нам. А человек-то — он живой, да если еще в определенном состоянии... — девушка примерно изучила основные модели поведения. — При милиционерах хоть какие-то границы видел. Но когда все протоколы составлены, остается наедине с собой. И начинает изо всех сил рваться к автомобилю.

— И что делать? Вдруг прорвется? смотрим на обитую жестью дверь сторожки.

— Тогда вызываем «Охрану», — буднично объясняет Ирина. — Приезжает наряд, снимает человека с забора. Стараемся уладить все по-хорошему. Если не получается, милиционеры увозят.

С трезвыми тоже все непросто. Радуются не все.

— Некоторые сразу приходят с оскорблениями, начинают нам доказывать, что ничего не нарушали. Мол, почему-то мою машину забрали, а рядом стояла «крутая» — ее не тронули...

Ясно, что здешняя книга замечаний и предложений пользуется спросом. Почти каждая запись — крик души. Кому адресованы эти строки, понять порой непросто, но книгу попробуй не дай.

«Замечание и предложение» за 2012 год: «...В машине находились живые утята. На лобовом стекле лежал номер мобильного. Зачем эвакуировать?..»

— Есть и постоянные клиенты, с ними как раз хлопот немного, — рассказывает Валентина Гербоносенко. — Все отработано до автоматизма. В основном это завсегдатаи ночных клубов. Встал опять неправильно — вот машину и забрали. Они платят без лишних разговоров: подавитесь, мол.

Жизнь научила контролеров исходить из того, что под влиянием эмоций даже спокойный в обычных условиях человек способен совершать неожиданные поступки.

— Например, от обиды человек может повредить собственный автомобиль — да просто свернуть зеркало или чиркнуть ключом. Чтобы потом заявить, что машина повреждена. Поэтому мы всегда сопровождаем, — сама Ирина, похоже, отключает эмоции на работе. — Недавно мужчина сказал, что из машины пропал регистратор. Хорошо, что у нас камеры на территории, сумели доказать, что ничего там не было. Вообще, это обычная история — «пропало», «повредили». На днях мужчина BMW забирал — у него мы «украли дворник». Часто сообщают, что в машине лежала большая сумма денег... Но до заявления в милицию так ни разу и не дошло.

— Как-то по телевизору рассказывали про эксперимент: там американскую штрафстоянку, куда сотнями привозят машины, выкрасили изнутри в ярко-розовый цвет. Говорят, клиенты от шока даже ругаться забывали, только улыбались и платили. Не хотите тоже здесь немного перекрасить?..

Контролеры скептически улыбаются: баловство это. Нашего автомобилиста на такое не купишь.

На стоянке сейчас «загорают» 23 автомобиля. Многие — «сироты». Почти за каждым экземпляром какое-то приключение. (Машины после тяжелых ДТП с жертвами сюда не доставляют.)

— Вот этот «Фиатик» к нам попал после ДТП, — Ирина проводит «экскурсию» вдоль ряда машин. — Эти «Жигули» тоже после аварии, водитель был пьяный. Этот Ford выловили из озера. Эту Honda в начале января гоняли милиционеры: водитель машину бросил, сам в какой-то карьер прыгнул. Дальше — скрытое ДТП, арест и так далее... В общем, сейчас здесь десять машин, которые, скорее всего, будут признаны бесхозными. 

Обледеневший BMW с шипованной резиной уже остыл после погони. Водитель был пьян, не остановился по требованию инспектора. В начале января его гоняли аккурат в центре города. Выступающие части отломались в процессе.

Дольше всех стоит эта Skoda. В 2013 году из нее извлекли пьяного водителя — с тех пор никто за машиной не приходил. Чтобы забрать автомобиль, хозяину придется отдать около 15 миллионов.

Вообще, от таких «сирот» одно расстройство. Большинство — по цене в несколько раз ниже, чем «накапало» за стоянку. Чтобы признать их бесхозными и сдать на металлолом, надо пройти длинный и затратный путь.

— К примеру, вон тот «утопленник» занимает место с сентября. Если сдать его на лом, то можно выручить в лучшем случае миллиона полтора. Стоянка обошлась раза в четыре дороже. Но сначала мы должны заплатить пошлину в суд, снять с учета, разобрать, отделить резину, стекло, пластмассу...

У ворот появляется эвакуатор, на нем — Seat. Говорят, стоял в районе ЗЛиНа слишком близко к переходу. Об этом нарушении, кстати, сообщил в ГАИ другой автомобилист — после того как из-за припаркованной машины неожиданно вышел пешеход.

Работа эвакуатора нынче стоит 300 тысяч. 25 тысяч обходятся каждые сутки на стоянке (обычная стоянка, которая расположена по соседству, стоит 9 тысяч). Плюс штраф от ГАИ в зависимости от нарушения.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. at@onliner.by