Десять лет назад Олег Владимирович открыл свой собственный автосервис. До этого у него уже был опыт ведения бизнеса: в конце девяностых, к примеру, он организовал небольшое предприятие по производству бильярдной фурнитуры. Но мечтой его жизни было автодело. Наконец в 2005 году мечта осуществилась. Мужчина приобрел помещение с боксами, набрал штат опытных работников, при этом в промежутках между бумажно-хозяйственной волокитой руководителя и сам не гнушался залезть под капот. Трудился семь дней в неделю — и в праздники, и в выходные. Но финансовые и моральные инвестиции себя не оправдали. Сегодня предприниматель мечтает об одном — продать свой бизнес. О том, как планы и мечты разбиваются о реальность нашей жизни, читайте в репортаже Onliner.by.
В 15 километрах от Гомеля расположена деревня Лопатино.
В самом ее центре — между магазином и церквушкой — офис «домашнего доктора» многих местных автовладельцев. Да что там местных! К Владимировичу едут автомобилисты из Гомеля, Речицы, Ветки и даже далекого Октябрьского. Потому что знают: в этом автосервисе не обманут и не подведут.
Владимировича ценят за редкую отзывчивость и готовность прийти на помощь в любое время. Случись беда на дороге, знакомому автодоктору можно набрать даже ночью — по телефону он даст консультацию, поможет советом, а в тяжелых случаях приедет и на собственной машине отбуксирует заглохшее авто, в считанные дни отремонтирует и вернет уже выздоровевшего железного друга его владельцу. Причем денег возьмет ровно столько, сколько стоит услуга по ремонту. Не придется платить ни за срочность, ни за буксировку, ни за ночные часы…
Нужно ли говорить, что за десять лет работы в книге замечаний и предложений предприятия Олега Владимировича лишь одна запись? Да и та появилась в дни, которые психиатры обычно называют днями сезонных аффективных расстройств.
— Вот твоя порядочность тебя же и губит, — пеняет Владимировичу сын Антон. Он вместе с отцом уже несколько лет работает в автосервисе.
— Ну вот вам наглядный пример, — продолжает мысль автослесарь. — Приехала к нам девушка, ей нужно было поменять лямбда-зонд. Ребята потратили десять минут — взяли с нее 30 тыс. Она чуть не расплакалась, говорит, в одном городском сервисе с нее за работу просили $100. Видно, подумали, что блондинка, не разбирается, вот и решили нагреться. Отец же — тот всегда старается войти в положение человека. Часто в долг просят работу выполнить, он не отказывает.
В лучшие времена в автомастерской у Владимировича трудились десять человек, были свои электрик и кузовщик. Теперь людей в два раза меньше. Коллектив пришлось распустить.
Как же так получилось, что когда-то прибыльное дело перестало приносить доход? Причин множество. И каждая из них сыграла свою особую роль в текущем положении дел.
Бесконечные поборы и распоряжения, говорит Владимирович, душили давно:
— Требования к нам — как к большому заводу. И с каждым годом все новые и новые. Проверяющих каких только не приходит. Экологи, санстанция, МЧС, охрана труда, налоговая, Госстандарт, энергонадзор… При этом не важно, что нет в графике проверок. Это называется мониторинг. Недавно вот позвонили из организации, оказывающей услуги в разработке нормативных документов: «Вам надо разработать инструкцию по обращению с отходами». Услуга стоит 4 млн. А где их взять? Только недавно поверка всех необходимых приборов и инструментов вместе с ежегодным инспекционным контролем Госстандарта обошлись более чем в 10 млн.
Но с этими бедами, признается директор автосервиса, можно было худо-бедно мириться. Пока как снежный ком не посыпались другие:
— В 2013 году налогами стала облагаться выполненная работа независимо от того, оплачен ремонт вовремя или нет. Мой автосервис оказывает услуги многим предприятиям, в том числе сельскохозяйственным, которые часто рассчитываются не вовремя. С ноября одно из хозяйств задолжало 30 млн. Отдали только в феврале. Но что такое эти деньги в ноябре и что такое сейчас? А от некоторых обанкротившихся оплаты не будет уже никогда, но налоги уплачены.
Совсем невмоготу стало с прошлого года, когда начал действовать налог на вмененный доход. В предпринимательской среде его (то ли от «душа», то ли от «душить») окрестили «подушным». С 1 января 2014 года его обязаны платить предприятия по ремонту и обслуживанию автомобилей, где работает не более 15 человек.
— Кто-то умный подсчитал, что каждый работник автосервиса ежемесячно может приносить предприятию 26 млн рублей выручки. С этой суммы и берется 5%-ный налог. Вот смотрите. У меня был коллектив из десяти человек. Из них четыре работника (это я (директор), бухгалтер, приемщик-кассир и снабженец, занимавшийся подбором и заказом запчастей), по сути, не приносили прибыли, не говоря уже о двух учениках, но, согласно документу, их тоже считают. В итоге за месяц десять работников, по подсчетам министерства, могли принести моему автосервису 260 млн. Могли?! Но таких сумм у нас сроду не было и не будет. Даже в лучшие времена общая выручка сервиса не превышала 120 млн в месяц, и это вместе со стоимостью запасных частей. Но никого это не волнует. От этих призрачных 260 млн я должен был исправно отстегивать 5%. В итоге моим приемщику-кассиру и снабженцу пришлось пойти на биржу труда. Уволить директора и главного бухгалтера за то, что они не приносят выручки, я не могу, в ООО должны быть и директор, и бухгалтер, — объясняет Владимирович. — Самое странное, что налог этот нужно платить, даже если работник в отпуске или на больничном. У меня молодой работник собрался в армию: два месяца проходил медкомиссию, клали в больницы на разные обследования — не работал ни дня. Какую выручку он принес предприятию? Но никого это не волнует — плати! А ведь еще есть платежи за свет, за газ, налоги на имущество, на землю, в ФСЗН и прочие расходы.
Начались проблемы с кадрами. Поработав пару лет и набравшись опыта, автослесари увольнялись и шли работать в гаражи. Там — свобода! Ни тебе налогов, ни проверок. Вместо уволившихся приходили новые неопытные ученики.
— Каждого надо научить, подсказать, помочь, проконтролировать. Приходилось дневать и ночевать в сервисе. Ведь за все промахи отвечаю я. За каждый болт и гайку… Поработав «вчерную», кто-то уже себе квартиру купил, кто-то хорошие машины приобретает. А я за десять лет отпуск себе позволить не мог, и машина у меня, как видите, не шикарная, — кивает в сторону 22-летнего Chrysler Владимирович.
Из шкафа Владимирович достает увесистый альбом и показывает, о каком сервисе еще несколько лет назад он мечтал. Уже и проект сделал. На нем пристройка 15×24 м на пять подъемников, станция электродиагностики…
— С 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года, согласно декрету №9, предприятие получило льготу по налогу на прибыль и налогу на имущество. В этот период было желание развиваться и расширяться. Все заработанные деньги ушли на проектно-изыскательские работы. Проектная документация даже прошла экспертизу. Оставалось только построить и работать, зарабатывая больше. И при этом выросли бы отчисления в бюджет. Но… На сегодня понимаешь, что это невозможно, потому что чиновники заботятся, как бы получить много денег в бюджет сегодня, не думая о том, что с таким отношением завтра платить налоги будет некому.
Я думал, это бизнес моей жизни, потом детям передам, но приходится от него избавляться. Потому что устал бороться с постоянными сюрпризами от государства. Я давал людям рабочие места, исправно платил налоги. Но, оказывается, проще уйти в гаражи и тихонечко там работать. Сейчас я мечтаю о том, о чем еще несколько лет назад и не помышлял, — продать автосервис. Да только вот покупать его никто не хочет. За все время лишь два звонка было. По осени заинтересовались какие-то москвичи, но потом изучили вопрос и дали задний ход. Говорят, лучше мы где-нибудь под Воронежем сервис откроем да горя знать не будем, чем с вашими чиновниками дела иметь. Желающих приобрести предприятие среди белорусов пока нет.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by