Дневник первокурсника. Часть третья: учеба, турслет под дождем и «непоколебимые духи истфака»

 
10 275
26 сентября 2013 в 9:57
Источник: Сергей Любомирский
Источник: Сергей Любомирский
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Продолжаем реалити-шоу «Судьба первокурсника». Это цикл «дневниковых» заметок о приключениях полесского парня, недавно поступившего в минский вуз. Что происходит с человеком дальше? Ведь столица предполагает другие правила жизни, иные отношения между людьми, новые возможности. Учеба, общага, быт, город, развлечения, проблемы и многое другое — глазами 18-летнего студента, вчерашнего жителя небольшого поселка на Гомельщине. В этой серии смешались учеба и общественная жизнь.

…В сумку с большой небрежностью и поспешностью летят первые же тетради, которые попались под руку. Начинался только третий день моей учебы, и я уже проспал… Спешно вооружившись зубной щеткой, пастой и полотенцем, рвусь напролом к умывальнику, через минуту уже выбегаю оттуда, теряя тапки и принадлежности.

Со стороны, наверное, это выглядит комично, но мне не до веселья. Не успеваю опомниться, как уже с грохотом считаю, через одну, ногами ступеньки. У меня есть 12 минут — может, успею?.. Трамвай прибывает на остановку почти одновременно со мной. Две остановки, 300-метровый рывок бегом в гору, последнее усилие — и я вламываюсь в аудиторию. Следом входит преподаватель.

Через пару минут я уже старательно что-то конспектирую. Для новоявленного студента 80 минут лекционного времени могут стать подлинным испытанием на выносливость. Студент обычно стремится любыми способами приблизить пару к концу. Например, наверстать час, который недоспал дома. Или воспользоваться ноутбуком, планшетом и проч. Реже встречаются более творческие методы типа написания стихов и чтения «потусторонней» литературы. Но и преподаватели горазды на контрмеры. Учитывая все вышенаписанное, каждый звонок для студента раздается как-то по-особенному.

Именно преподаватели являются теми людьми, которые делают лицо истфака БГУ. Оказалось, что в моем случае преподаватель — это почти всегда яркая, запоминающаяся личность, быстро завоевывающая внимание и симпатию аудитории живым чувством юмора и нестандартными методами обучения. В основном это люди старшего возраста, энергии и энтузиазму которых зачастую может позавидовать даже студент. Хотя заметен и прилив свежих сил. По моим ощущениями, преподаватели в большинстве случаев настроены либерально и идут навстречу студенту. И, конечно, эти люди являются одной из самых частых тем для разговоров среди студентов.

Следующие за парой 10—20 минут разрядки — это всегда шум, улюлюканье и голодные очереди, как в восьмидесятых, у буфета. Эпохи приходят и уходят, а студент голоден всегда.

В целом истфак создает особую, неповторимую атмосферу. Начиная с того, что нынешнее здание факультета являлось первым центром БГУ, а на то время, значит, и центром всей университетской жизни в Беларуси. А работавший и живший (!) здесь первый ректор — историк Владимир Пичета, о котором я был наслышан еще со школы, — ученый с мировым именем.

Образ факультета дополняется осознанием того, что местная профессура всегда была авангардом, одной из первых во всем общественных сил, первая, высказывающая актуальные социально-политические идеи или, скажем, в первых рядах попадавшая под сталинские репрессии. Быть историком иногда и опасно. Здесь и понимаешь возложенную на тебя миссию — искать правду, докапываться до истины. От осознания всего этого голова кругом и мурашки по спине.

Еще одна «фишка» истфака — это белорусскоязычное отделение. Отношение к этому явлению встречаешь далеко не однозначное. Если преподаватели и абсолютное большинство «русских» студентов относятся к «беларускамоўным» с большой симпатией, то за стенами факультета, в повседневной жизни зачастую отношение как к некой «экзотике» и «дзярэўне». В общем, чтобы стать «белорусским» студентом, нужна немалая смелость. Хотя, на мой взгляд, упомянутое отделение — важнейший оплот здорового национализма и народной культуры. И вообще, верность традиции, о которой здесь так часто говорят, — далеко не пустой звук.

…Первые две недели обучения — это огромный объем новой информации, адаптация к новым условиям и знакомство с группой. Поэтому, несмотря на небольшое количество пар, возвращался в общежитие всегда, мягко говоря, уставшим. По прибытии тут же начинал разрываться между двумя проблемами: сначала поспать, а потом поесть или наоборот. Всегда очень жалею, что нельзя совмещать два этих занятия.

Событием, разбавившим череду сложных, напряженных дней, стал студенческий турслет, проведенный в деревне с забавным названием Анусино.

Субботним утром, преодолев тягу к кровати, я побрел к расположенному недалеко от общаги железнодорожному вокзалу. Группа робко сбивалась в кучу, привлекая к себе настороженное внимание сотрудников транспортного учреждения. Купив на всех внушительную ленту билетов и успешно отыскав отбившихся и потерявшихся, сели в электричку. Через двадцать минут мы были на месте.

Погода типично сентябрьская, именно та, которая обычно вызывает простуду и плохое настроение, со временем опустилась до уровня ливня. Ждать, пока иссякнет поток с неба, не стали. Сразу двинулись навстречу организованным старшекурсниками пикетам.

Весь смысл пикетов, да и самого мероприятия — консолидировать новичков в одно истфаковское целое, преодолев их закрепощенность. На пикетах где-то путем выхода из каверзных ситуаций, а где-то при помощи демонстрации остроумия это и достигалось. Старшекурсники с видом бывалых присматривались к новому поколению и, по-моему, остались довольны.

По колено измазавшись в грязи и преодолев все препятствия, подобрались к конечному пункту — большой лесной поляне. Через двадцать минут на ней уже горят костры, слышны смех и звуки гитары… Измотанные студенты тащат к огню незамысловатую пищу: макароны, салат, чай.

И наконец, апофеоз мероприятия — это подготовленные «первокурами» номера, где с юмором раскрывалась предложенная тема. Истфаковский юмор особенный: не избегающий острых тем и не боящийся сарказма, совмещающий несовместимое. Далее — подведение итогов и группы по интересам.

Студенческая жизнь складывается из множества приятных мелочей и впечатлений, которые мне и удалось получить в этот день. В Минск приехал уже под вечер, весь промокший, да еще и в грязи. Но вспомнить будет что… Хочется провести эти годы незабываемо и ярко, и пока это удается!

Дневник первокурсника, приехавшего из глубинки в Минск: первые шаги

Дневник первокурсника, приехавшего из глубинки в Минск. Часть вторая: общага 

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by