26 августа 2014 года на улице Огоренко совпали глупость, самонадеянность и пренебрежение к окружающим. Автомобиль, набитый веселыми молодыми людьми, вылетел на остановку и сбил 20-летних Алесю и Таисию. Алеся через несколько часов умерла, ее подруга до сих пор не может ходить и не помнит тот день. Нынче участники поездки упоминают также некоторые технические обстоятельства. Как бы то ни было, в тот вечер одна семья лишилась дочери, в другой живут только надеждой на восстановление Таисии. Суд вынес решение.
Похождения Дмитрия и его друзей в тот вечер сложны и насыщенны. Долго катался по городу с друзьями, которые то прибывали, то уезжали, периодически пили. Впоследствии расхлебывать последствия этого неформального собрания автоклуба будут только Ушков и владелец машины Андреюшкин. На протяжении всего процесса родители девушек надеялись узнать, что все же происходило внутри Mazda и рядом с нею непосредственно перед аварией. Но это осталось загадкой: участники гуляний наиболее важные моменты забыли.
По версии Дмитрия, отработав смену, он находился дома, когда позвонил Андреюшкин и предложил встретиться. В его Mazda Xedos 6 (с непройденным гостехосмотром и вообще, как выяснится позже, с неисправной подвеской) находился еще один товарищ. Заехали в «Два гуся», купили спиртное. Там же, у магазина, начали пить. Потом понадобилось срочно куда-то ехать, с кем-то встречаться, искать девушек. Поскольку Дмитрий от алкоголя отказался, его посадили за руль, пока на заднем сиденье шел банкет.
— Перед поездкой я произвел осмотр автомобиля, проверил освещение, рулевое управление… — впоследствии говорил в суде Дмитрий.
— Вы что, правда это делали?.. — не выдержал судья, до того терпеливо слушавший показания.
Вскоре друзья оказались на «Солнечной», некоторое время пили там, потом поехали «под танк», затем к «Немо». Около 22:00 Ушкову позвонила жена, и он засобирался домой. К этому моменту в машине без техосмотра накопилось четверо «автолюбителей», которых возил трезвый бульдозерист без водительского удостоверения.
— В районе Прудковского рынка автомобиль стало раскачивать, — когда Дмитрий Ушков дошел до этого момента, в голосе появились эмоции, до этого прокурор вытаскивал ответы по несколько слов. — На спидометр не смотрел, думаю, скорость была километров 70 в час. Да, знаю, что в городе разрешено 60, но торопился домой. Машина попала в колею и стала плохо управляемой, я пытался выровнять ее рулем. Почему не тормозил? Боялся, что врежемся в столб. На перекрестке нас начало разворачивать, затем вынесло на тротуар, мы сталкивались с какими-то предметами, когда остановились, машина лежала на левом боку. Я увидел в окне тротуарную плитку, заглушил двигатель, отстегнулся, вылез через люк в крыше. Выбрались и пассажиры. С ними мы поставили машину на колеса. Я осмотрелся, увидел на тротуаре девушек, они были без сознания. Там же был сторож автостоянки, я сказал ему, чтобы звонил в скорую, так как свой мобильник не мог найти. Я приподнял голову одной из девушек, дал ей понюхать нашатырь, принесенный сторожем. Она пришла в сознание, попыталась пошевелить ногами, сказала, что очень больно. Я подбежал ко второй, тоже поднес нашатырь, она не реагировала, челюсти были сжаты. Положил на бок, чтобы кровь не попала в горло. Потом приехали скорая, ГАИ…
То, что перед этим на улице Мазурова и на перекрестке Огоренко — Каменщикова якобы были «гонки» с неким параллельно движущимся автомобилем, не доказано. Впоследствии определить скорость Mazda оказалось затруднительно, тормозной путь отсутствовал. По мнению экспертов, минимум — 68,3 км/ч. «Может, отвлекали друзья?» — интересовались потом представители потерпевших. Ушков однозначен: «Общались, смеялись… Нет, не отвлекали».
По заключению экспертизы, в машине оказалась неисправна подвеска. Причем, как считает обвинение, эту неисправность можно было заметить заранее. Что касается колеи на асфальте, то ее глубина составила 4,8 см при нормативе до 3 см. (Сейчас колея устранена.)
Отец Алеси каждый день ездит через этот перекресток. Не верит, что 68,3 — окончательные цифры.
— В ту ночь я пошел на место происшествия. Профиль, на котором держалась рекламная конструкция, — 45 на 45 мм при толщине 3 мм плюс труба. Я работаю с металлом и понимаю, какое нужно усилие, чтобы два щита так срезать и трубу согнуть. Там же места предостаточно, по три ряда в каждую сторону, можно было три раза остановиться, просто убрав ногу с педали. Ну занесло бы тебя, развернуло… Но тормозного пути не было, даже не сбросил скорость. Только объехал столб. Он спасал себя.
До последнего момента родные Алеси и Таисии надеялись услышать что-то кроме общих выражений, согласованных с юристом. До этого о некоторых обстоятельствах приходилось догадываться. «Вся жизнь у них такая — „не помню“, „не знаю“», — в сердцах даже бросил кто-то, наслушавшись показаний.
— Я раскаиваюсь и прошу простить меня, насколько это возможно, — говорил Дмитрий в трехминутном последнем слове, обращаясь к потерпевшим. — Мои самоуверенность и отсутствие должных навыков вождения не позволили в достаточной мере оценить серьезность происходящего. Поймите, я действительно переживаю, не хотел, чтобы так вышло. По месту жительства и на работе характеризуюсь положительно. Незадолго до происшествия сделал ответственный шаг во взрослую жизнь [неделей ранее Дмитрий женился. — Прим. Onliner.by].
Дмитрий также говорил, что, оставшись на свободе, будет иметь больше возможностей возместить ущерб.
Суд частично решил эту проблему: моральный вред потерпевшим будет компенсировать владелец машины. Напомним, это в общей сложности 1,7 млрд рублей. За нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть и тяжкие телесные повреждения, Дмитрий Ушков получил максимально возможное наказание — пять лет колонии общего режима. Еще два года суд добавил за грабеж, совершенный вместе с Андреюшкиным в 2013 году. С учетом частичного поглощения наказаний окончательный приговор — шесть лет колонии общего режима. Также Дмитрий Ушков не имеет права управлять любым транспортом в течение пяти лет. На обжалование приговора у сторон есть десять суток.
Впереди еще процесс в отношении Александра Андреюшкина, который передал управление человеку, не имеющему прав.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by